От Чиппендейла до Тонета

Некоторые мебельные стили носят фамилии своих создателей – мебельщиков, столяров и аристократов. Рассказываем о тех, чьи кресла и диваны до сих пор называют не иначе как по имени.

Михаэль Тонет

1796–1871

Сын кожевника из немецкого городка Боппарда на Рейне начал карьеру учеником столяра, а завершил владельцем крупнейшей мебельной империи. В 1840-х годах Михаэль Тонет придумал способ создавать мебель из многослойной гнутой древесины – с тех пор такую мебель называют “тонетовской”. Патент на свое изобретение он получил в Вене, поэтому стулья, изготовленные по его технологии, называются также “венскими”.

Кушетка № 2, бук, плетение, мастерские Михаэля Тонета, XIX век.

Кушетка № 2, бук, плетение, мастерские Михаэля Тонета, XIX век.

Томас Чиппендейл

1718–1779

Английский мастер Чиппендейл – первый в истории дизайна мебельщик, именем которого был назван стиль. Стулья мастера имели решетчатые спинки в духе шинуазри: фирменный знак Чиппендейла – переплетенные волнистые ленточки. Изогнутые ножки он делал в виде птичьих или звериных лап, держащих шар. Чиппендейл первым начал изготавливать мебель из красного дерева, большие партии которого завозили в Англию с 1725 года – гораздо раньше, чем в страны континентальной Европы. В 1745 году Чиппендейл издал руководство для столяров со множеством рисунков и чертежей, после чего его стиль быстро распространился в Европе и Америке.

Комод работы Томаса Чиппендейла, 1755–1760, красное дерево, дуб, сосна. Музей искусств, Филадельфия.

Комод работы Томаса Чиппендейла, 1755–1760, красное дерево, дуб, сосна. Музей искусств, Филадельфия.

Андре Шарль Буль

1642–1732

Дворцовая мебель эпохи Людовика XIV известна также как “мебель в стиле буль” – по имени целого поколения придворных мебельщиков. Основателем династии был Андре Шарль Буль, который возглавлял мебельную мастерскую Лувра. Его дело продолжили сыновья Жан, Пьер и Карл. Мебель буль щедро украшена позолоченной резьбой и инкрустацией из дерева, черепахового панциря, перламутра, бронзы и латуни. Типичный декор – эмблемы Короля-Солнца: лик Аполлона и две перекрещивающиеся буквы L.

Комод работы Андре Шарля Буля, вторая половина XVII века, музей Wallace Collection, Лондон.

Комод работы Андре Шарля Буля, вторая половина XVII века, музей Wallace Collection, Лондон.

Чарлз Ренни Макинтош

1868–1928

Мебель родоначальника британского ар-нуво никто арнувошной не называет – только макинтошевской. Никаких линий в виде “ударяющего хлыста” и растительных орнаментов – вещи Макинтоша легко узнать по жесткой геометричной форме. Большинству современников дизайнера она казалась аскетичной. Популярные до сих пор стулья Макинтоша имеют высокую спинку, как утверждают антиквары, увы, не очень прочную. Оставлять дерево необработанным он не любил – предпочитал мореную или крашеную мебель, чаще всего белую или матово-черную.

Стул работы Чарлза Ренни Макинтоша, Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Стул работы Чарлза Ренни Макинтоша, Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Томас Шератон

1751–1806

Самоучка Томас Шератон прославился изысканной мебелью в стиле классицизма, которую он разрабатывал для проектов архитектора Роберта Адама. В 1791 году Шератон издал в Лондоне “Книгу рисунков для обойщиков мебели и краснодеревщиков”, в которой были сотни чертежей различных предметов мебели. После выхода книги влияние Шератона в дизайне стало огромным: в моду вошла мебель прямых линий, с подчеркнутой конструкцией и умело подобранными породами дерева разных тонов – красного, атласного, розового, палисандрового. Узнаваемая деталь – прямые сужающиеся книзу ножки.

Дамский письменный стол, сделан  по проекту Томаса Шератона, 1800.

Дамский письменный стол, сделан  по проекту Томаса Шератона, 1800.

Джордж Хепплуайт

?–1796

Английский столяр-краснодеревщик известен своим “Руководством для столяра и обойщика”, опубликованным в 1788 году. Это издание содержало около трехсот образцов предметов мебели. Спинки стульев Хепплуайта имеют характерную форму, которая называется “щит Хепплуайта”. Ножки его стульев и комодов – прямые, суживающиеся книзу. Над диванами Хепплуайт голову особо не ломал: они похожи на ряд составленных стульев со спинками-“щитами”.

Кресло работы Джорджа Хеппл­уайта, вторая половина XVIII века, частная коллекция.

Кресло работы Джорджа Хеппл­уайта, вторая половина XVIII века, частная коллекция.

Генрих Гамбс

1765–1831

Уроженец немецкого городка Баден-Дурлаха Гамбс приехал в Санкт-Петербург в числе талантливых учеников знаменитого мебельщика Давида Рентгена. Он быстро вышел из тени маэстро, организовал мастерскую и стал главным исполнителем заказов двора и столичной знати. Мебель Гамбса монументальна, выполнена из дорогих пород дерева, украшена росписью, слоновой костью, перламутром и позолоченными накладками.

Каминный экран, мастерская Генриха Гамбса, красное дерево, бронза, слоновая кость, 1796, Павловский дворец.

Каминный экран, мастерская Генриха Гамбса, красное дерево, бронза, слоновая кость, 1796, Павловский дворец.

Честерфилд

1765–1831

Знаменитые диваны честерфилд начали называть именно так около 1880 года. Существует две версии происхождения этого названия. Согласно первой такие диваны делали в городе Честерфилд в Дербишире. Вторая связана с именем одного из графов Честерфилд, который этот диван, конечно, не придумал, но ввел в моду. Честерфилд – первый полностью обитый диван в истории дизайна. Его обивка глубоко прошита пуговицами так, что получается рисунок из ромбов. При этом спинка и боковины дивана имеют одинаковую высоту.

Кресло честерфилд, начало XX века.

Кресло честерфилд, начало XX века.

Фото: CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK; CHRISTIE’S IMAGES; COURTESY OF THE GLASGOW SCHOOL OF ART; AKG/EAST NEWS; CHRISTIE’S IMAGES; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
опубликовано в журнале №9 (55) сентябрь 2007

Комментарии