10 самых популярных мифов о русских промыслах

Развенчиваем 10 популярных мифов о местном происхождении русских народных промыслов.

Гжельский фарфор

Родина самого знаменитого русского промысла – Китай. В XVII веке голландская Ост-Индская торговая компания привезла оттуда минские вазы, и в Делфте была освоена технология подглазурной росписи кобальтовыми красками. А потом бело-синий делфтский фарфор завезли в Россию, где полностью заимствовали эту технологию, но орнамент начали использовать русский.

Слева: Ваза, фарфор, эпоха Мин (XVI–XVII вв.), Китай. Справа: Кувшин, гжельский фарфор, начало XIX века.

Слева: Ваза, фарфор, эпоха Мин (XVI–XVII вв.), Китай. Справа: Кувшин, гжельский фарфор, начало XIX века.

Жостовский поднос

Лаковая роспись по металлу появилась в деревне Жостово в 1825 году. За образец взяли немецкие лаковые шкатулки из папье-маше и английские расписные металлические подносы – эту технику англичане в свое время заимствовали у китайцев. Узнаваемый декоративный мотив в виде цветочного букета – несколько запоздалая дань моде на европейскую мебель эпохи рококо.

Слева: Комод, дерево, роспись, бронзовые накладки, около  1770 года, Франция. Справа: Поднос “Корзина  с цветами”, автор В. И. Дюжаев, Жостово, XX век.

Слева: Комод, дерево, роспись, бронзовые накладки, около  1770 года, Франция. Справа: Поднос “Корзина  с цветами”, автор В. И. Дюжаев, Жостово, XX век.

Рисунок “в огурец”

Текстильный рисунок “в огурец”, или пейсли, русские ткачи подсмотрели у индусов. В XIX веке в кашмирских шалях ходила вся Европа, но яркие и крупные “огурцы” особенно полюбились падким на цветастые узоры русским. С тех пор ткани “в огурец” выпускали километрами: на Карабановской фабрике – вплоть до 80-х годов XX в.

Слева: Кашмирская шаль, Индия,  XIX век. Справа: Платок, ситец, мануфактура Барановых,  XIX век.

Слева: Кашмирская шаль, Индия,  XIX век. Справа: Платок, ситец, мануфактура Барановых,  XIX век.

Матрешка

Самый популярный русский сувенир придумали не умельцы из народа, а профессиональные художники – члены Абрамцевского художественного кружка. С одной из Всемирных выставок конца XIX века в Россию попала деревянная фигурка буддийского мудреца Фукуруму, в которую были вложены несколько меньших фигурок, – она и стала образцом для одного из символов России.

Слева: Матрешка  “Фукуруму”,  Япония, 1890-е гг. Справа: Матрешки, Россия, XX век.

Слева: Матрешка  “Фукуруму”,  Япония, 1890-е гг. Справа: Матрешки, Россия, XX век.

Русская мозаика

Знаменитая русская техника меньше всего похожа на мозаику: ее цель – имитация изделия из цельного камня. Принцип точной подгонки тонких пластин камня по рисунку был заимствован во флорентийской мозаике, а техника обработки – в римской. Но поделочные камни использовались местные – в основном малахит и лазурит.

Слева: Столешница  “Жертвоприношение”,  флорентийская мозаика, начало XIX века. Справа: Чаша на треножнике, малахит, бронза,  позолота, Россия,  начало XIX века.

Слева: Столешница  “Жертвоприношение”,  флорентийская мозаика, начало XIX века. Справа: Чаша на треножнике, малахит, бронза,  позолота, Россия,  начало XIX века.

Ростовская финифть

Техника живописной эмали пришла в Россию в середине XVIII века из Франции – к этому моменту лиможские эмальеры успешно работали в ней уже пару столетий. С них и взяли пример: в Ростове Великом была организована мастерская при архиерейском доме, где, подражая лиможским ренессансным портретам, начали писать образки для украшения предметов церковного обихода. А в XIX веке профессиональные художники ввели в изобразительный ряд знаменитые теперь цветочные мотивы.

Слева: Леонар  Лимозен, “Портрет  коннетабля Анна де Монморанси”, 1556 год, Лимож. Справа: Шкатулка, расписная эмаль, Ростов Великий, XX век.

Слева: Леонар  Лимозен, “Портрет  коннетабля Анна де Монморанси”, 1556 год, Лимож. Справа: Шкатулка, расписная эмаль, Ростов Великий, XX век.

Кружево

На рубеже XVIII–XIX веков у каждого уважающего себя русского помещика были крепостные кружевницы, которые плели кружево в подражание европейскому – фламандскому, французскому и немецкому. Русские мастерицы заимствовали у иностранок и технику плетения, и узоры. Однако наши кружевницы использовали для плетения пряжу домашнего изготовления – она была не такая тонкая, как в Европе, зато на редкость прочная.

Слева: Фламандское кружево, 1690–1700-е гг. Справа: Кружево, Вологодская губерния,  XIX век.

Слева: Фламандское кружево, 1690–1700-е гг. Справа: Кружево, Вологодская губерния,  XIX век.

Федоскинская роспись

В начале XIX века купец Петр Коробов съездил в Германию на брауншвейгскую фабрику Иоганна Штобвассера, привез оттуда круглые расписные табакерки и основал в Федоскино фабрику по их производству. На фабрике внимательно изучили немецкий опыт, а также технологию лакового покрытия малогабаритной японской мебели и шкатулок. Русские мастера все делали так же, только лак наносили в несколько слоев, добиваясь эффекта глубины.

Слева: Лаковая шкатулка, Япония, XIX век. Справа: Шкатулка  “Федоскино. Зима”, 1968 год, автор  М. С. Чижов.

Слева: Лаковая шкатулка, Япония, XIX век. Справа: Шкатулка  “Федоскино. Зима”, 1968 год, автор  М. С. Чижов.

Перегородчатая эмаль

Популярные русские перегородчатые эмали выполняются в средневековой ювелирной технике, которая появилась в Византии в VI веке: на золотую, серебряную или медную пластину напаивали тонкие металлические полоски, поставленные на ребро, полученные ячейки доверху заполняли эмалью разных цветов и обжигали. В России украшения с перегородчатой эмалью начали делать в XI веке и весьма в этом преуспели.

Слева: Плакетка, металл, перегородчатая эмаль, XII век, Византия. Справа: Шкатулка, медь, перегородчатая эмаль, Русский  Север, XVIII век.

Слева: Плакетка, металл, перегородчатая эмаль, XII век, Византия. Справа: Шкатулка, медь, перегородчатая эмаль, Русский  Север, XVIII век.

Скань

Техника скани пришла в Россию с Востока – к X веку иранские купцы уже вовсю меняли золотую и серебряную утварь из своих древних святилищ на сибирские меха. Изделия сасанидских мастеров (III–VII вв.) отличались особым совершенством исполнения и узнаваемыми языческими мотивами, потому и были выбраны в качестве образца для русского промысла.

Слева: Чаша, серебро, позолота, династия Сасанидов  (III–VII вв.), Иран. Справа: Декоративная тарелка, Красное Село, середина XX века.

Слева: Чаша, серебро, позолота, династия Сасанидов  (III–VII вв.), Иран. Справа: Декоративная тарелка, Красное Село, середина XX века.

Редакция благодарит Всероссийский Музей декоративно-прикладного и народного искусства, Государственный Эрмитаж и Государственную Третьяковскую галерею за помощь в подготовке материала.

Фото: ВСЕРОССИЙСКИЙ МУЗЕЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО И НАРОДНОГО ИСКУССТВА; АЛЕКСАНДР ПОТАПОВ; CHRISTIE’S; GETTY IMAGES/FOTOBANK; ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИГРУШКИ; МОЛОДКОВЕЦ Ю. А., ТЕРЕБЕНИН В. С., ХЕЙФЕЦ Л. Г., © ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ; BRIDGEMAN/FOTOBANK; PHOTO RMN.
опубликовано в журнале №11 ноябрь 2005

Комментарии