Стили Людовиков: от барокко к классицизму

Мебель в стилях трех Людовиков такая же разная, как их костюмы, характеры и политика. На примере предметов показываем, как выглядят вещи в стилях трех королей, и рассказываем, чем они отличаются.

Людовик XIV. Барокко

Правление: 1661–1715

Гиацинт Риго, “Парадный портрет Людовика XIV”, 1701, Лувр.

Гиацинт Риго, “Парадный портрет Людовика XIV”, 1701, Лувр.

1. Высокие спинки: спинки кресел высокие и волно­образные, как у трона, – такие, как у копии кресла, принадлежавшего Людовику XIV, Dissidi.

Стили Людовиков: от барокко к классицизму

2. Пышная золоченая резьба: барочная резьба обильна, тяжеловесна и обязательно покрыта позолотой – как на дубовом консольном столике начала XVIII века. Столик сейчас находится в Лувре.

Стили Людовиков: от барокко к классицизму

3. Металлические накладки: моду на украшения в виде позолоченных бронзовых и латунных накладок ввел придворный мебельщик Людовика XIV Андре Шарль Буль. Пьедестал в стиле Людовика XIV выполнен в характерной манере мастера, но уже в XIX веке. Антикварная галерея Michel-Guy Chadelaud.

Стили Людовиков: от барокко к классицизму

4. Ножка-кабриоль: характерная деталь мебели барокко – S-образная ножка в виде лапы животного с когтями или копытом внизу и накладками из позолоченной бронзы. На фото: фрагмент консольного столика, который принадлежал Людовику XIV. Музей Wallace Collection.

Стили Людовиков: от барокко к классицизму

5. Мотив “Солнце”: простую по форме барочную мебель богато декорировали металлическими накладками. Основной мотив – символика Короля-Солнца. На фото: резная дверь салона Венеры в версальском Трианоне с изображением солнца и “руки правосудия”.

Стили Людовиков: от барокко к классицизму

6. Инкрустация: фрагмент комода с инкрустацией деревом, медью и черепаховым панцирем начала ­XVIII века. Лувр.

7. Яркие краски: фрагмент гобелена с цветочной композицией, XVII век. Национальный музей замка По.

Людовик XV. Рококо

Правление: 1715–1774

Жан-Батист Удри, “Портрет Людовика XV на охоте”, 1735.

Жан-Батист Удри, “Портрет Людовика XV на охоте”, 1735.

1. Пастельные тона: в моду входят бледные цвета – ­нежно-голубой, бледно-желтый, розовый, серо-голубой. В этой гамме расписан секретер, Patina Italia, в стиле Людовика XV с цветочным орнаментом на бледно-зеленом фоне.

Стили Людовиков: от барокко к классицизму

2. Роспись: мебель и посуду расписывают цветами, ангелочками и сценками придворной жизни. Фарфоровая табакерка с росписью и позолоченными накладками, Севрская мануфактура, вторая половина XVIII века. Музеи Лувра.

Стили Людовиков: от барокко к классицизму

3. Ленты и цветочные гирлянды: зеркало в деревянной раме декорировано резьбой в виде перевитых лент, Patina Italia. Рама расписана вручную по нескольким слоям гипса.

Стили Людовиков: от барокко к классицизму

4. Светлые породы дерева: мебель либо красят, либо используют местные породы дерева, чаще светлые – орех, липу, вишню. Консольный столик в стиле Людовика XV выполнен из вишни, Selva.

Стили Людовиков: от барокко к классицизму

5. Изогнутые линии: прямые линии в мебели рококо полностью отсутствуют: углы прямоугольной спинки стула Royamont в стиле Людовика XV сглажены, ее бока вогнуты, ножки тоже имеют изящный изгиб.

Стили Людовиков: от барокко к классицизму

6. Маскировка ­кон­струкции: прямые линии и эле­менты конструкции маскируются фигурной резьбой. Изогнутые ножки расширяются кверху, охватывают раму сиденья и сливаются с ней в одно целое. На фото: копия кресла Людовика XV, Dissidi.

Стили Людовиков: от барокко к классицизму

7. Мотив раковины: рокайль (от фр. rocaille – “дробленый камень, раковины”) – главный элемент орнамента стиля рококо, по форме напоминает завиток морской раковины. На фото: фрагмент консольного столика в стиле Людовика XV, Selva.

8. Шинуазри: от фр. chinois – “китай­ский” – роспись в китай­ском стиле с изображением пейзажей, пагод, ажурных мостиков, башен, цветов и экзотических птиц. На фото: фрагмент комода с росписью шинуазри ­середины XVIII века. Музеи Лувра.

Людовик XVI. Классицизм

Правление: 1774–1792

Жан Франсуа Карто, “Конный портрет Людовика XVI”. 1791, Версаль.

Жан Франсуа Карто, “Конный портрет Людовика XVI”. 1791, Версаль.

1. Матовое золото: позолота – матовая, как на бронзовой люстре с подвесками из богемского хрусталя в стиле Людовика XVI, Delisle. Этот уникальный экземпляр выполнен на заказ для номера люкс Vendôme парижского отеля Ritz.

Стили Людовиков: от барокко к классицизму

2. Вставки из фарфора: широко используются вставки из фарфора и фаянса – местного севрского или привозного веджвудского. Секретер в стиле Людовика XVI украшен вставкой из севрского фарфора в стиле Wedgwood. Антикварная галерея Michel-Guy Chadelaud.

Стили Людовиков: от барокко к классицизму

3. Простые формы: для мебели классицизма характерны прямые линии и строгий декор. Письменный стол работы мастера конца XVIII века Жан-Анри Ризенера украшен позолоченными рельефами и маркетри. Стол находится в частной коллекции.

Стили Людовиков: от барокко к классицизму

4. Античные сюжеты: популярны сцены с изображениями ­античных героев. В центре блюда лиможского фарфора – сцена триумфа римского полководца. Франция, 1770 год. Музей Adrien Dubouché, Лимож.

Стили Людовиков: от барокко к классицизму

5. Декор в виде музыкальных инструментов: мебель украшают изображениями труб, спинки кресел часто делают в виде лиры – так выполнен французский стул с позолотой конца XVIII века.

Стили Людовиков: от барокко к классицизму

6. Архитектурные ножки в виде колонн: ножки оформляют по правилам античного ордера: их верхняя часть выполнена в виде капители, сами ножки украшены каннелюрами – продоль­ными бороздками. На фо­то: кресло в стиле Людовика XVI, Dream Lake.

Стили Людовиков: от барокко к классицизму

7. Античный орнамент: типичный орнамент – античный: греческий меандр, лавровые листья, ветви аканта, петли и венки из мелких полевых цветов. Появляются украшения в духе антич­ных рельефов. На фото – фрагмент французского комода конца XVIII века.

8. Золотое шитье: зимнее покрывало­ для королевской кровати из шелка и шерсти с золотым шитьем имеет строгую симметричную композицию. Оно выполнено по рисункам Алексиса Симона Белля и Мориса Жака в 1775 году. Сейчас хранится в музее Лувра.

Фото: BRIDGEMAN/FOTOBANK; PHOTO.RMN; AKG/EAST NEWS; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ
опубликовано в журнале №9 (55) сентябрь 2007

Комментарии