История самых популярных узоров и орнаментов

Самые модные узоры и орнаменты придуманы в глубокой древности – рассказываем о происхождении главных трендов.

Полоска

Рисунок в полоску происходит от технологических фактурных полос на древней керамике – они появлялись во время лепки сосуда из глиняной массы на гончарном круге. 

Слева: кувшин, керамика, Сиена, XIV век. <br />
Справа: ваза, глина, ­Египет, I тысячелетие до н. э.

Слева: кувшин, керамика, Сиена, XIV век.
Справа: ваза, глина, ­Египет, I тысячелетие до н. э.

Технологию усовершенствовали, выпуклые полосы исчезли, а рисунок остался – на посуде, тканях, украшениях. Сегодняшний принцип – чем ярче полоски, тем лучше.

Слева: пуф Wyoming, Missoni Home. <br />
Справа: пуф Arenas, Missoni Home.

Слева: пуф Wyoming, Missoni Home.
Справа: пуф Arenas, Missoni Home.

Розы

Узор из роз пережил свой первый расцвет в Средневековье – с XIII века этот цветок стал одним из самых популярных христианских символов. 

Слева: чашка с блюдцем, фарфор, Севр, 1764.<br />
Справа: риза, шелк, Австрия, XVIII век.

Слева: чашка с блюдцем, фарфор, Севр, 1764.
Справа: риза, шелк, Австрия, XVIII век.

Сейчас рисунок из роз вернулся к нам в том виде, в котором в XIX веке его растиражировали романтики.

Сверху: обои из коллекции Meadowbridge, бумага, Ralph Lauren Home Collection.<br />
Снизу: ткань из коллекции Muir Gardens Floral, хлопок, лен, Ralph Lauren Home Collection.

Сверху: обои из коллекции Meadowbridge, бумага, Ralph Lauren Home Collection.
Снизу: ткань из коллекции Muir Gardens Floral, хлопок, лен, Ralph Lauren Home Collection.

Кружева

Кружево начали плести в Западной Европе в XVI–XVII веках – процесс был очень трудоемким, а само кружево страшно дорогим. Таким оно осталось и сегодня. 

Слева: кружево, ­Фландрия, XVII  век. <br />
Справа: кружево, Вологодская губерния, XIX  век.

Слева: кружево, ­Фландрия, XVII  век.
Справа: кружево, Вологодская губерния, XIX  век.

Зато появились технические возможности для имитации кружева – например, в пластике. В крайнем случае кружевной орнамент можно просто нарисовать.

Слева: светильник Grace, пластик, сталь, дизайнер Луиза Хедерстрем, BSweden.<br />
Справа: ваза Damasco Balloon, VGnewtrend by G+R Design.

Слева: светильник Grace, пластик, сталь, дизайнер Луиза Хедерстрем, BSweden.
Справа: ваза Damasco Balloon, VGnewtrend by G+R Design.

Огурец

Рисунок “в огурец”, или пейсли, пришел в Европу в XIX веке из Индии. Но после короткого бума кашмирских шалей об “огурцах” на сто лет забыли везде, кроме самой Индии и России. 

Слева: сари, шелк, золотая нить, Индия, 1850.<br />
Справа: шелк, золотая и  серебряная нить, Индия, 1855.

Слева: сари, шелк, золотая нить, Индия, 1850.
Справа: шелк, золотая и  серебряная нить, Индия, 1855.

В конце 1960-х прозорливые основатели итальянской компании Etro сделали “огурец” своим фирменным знаком, и теперь у них десятки подражателей.

Слева: мозаика из коллекции Paisley, Bisazza.<br />
Справа: обои Adler Paisley, бумага, Ralph Lauren Home Collection.

Слева: мозаика из коллекции Paisley, Bisazza.
Справа: обои Adler Paisley, бумага, Ralph Lauren Home Collection.

Зигзаг

Геометрический орнамент, на котором сделала себе имя компания Missoni, впервые появился на древних керамических сосудах. 

Слева: маска, дерево, краска, Буркина-Фасо, Западная Африка, XIX век.<br />
Справа: женский головной платок, хлопок, шелковая нить, Индия, ХХ век.

Слева: маска, дерево, краска, Буркина-Фасо, Западная Африка, XIX век.
Справа: женский головной платок, хлопок, шелковая нить, Индия, ХХ век.

Считается, что зигзаг, как и полоска, имеет технологическое происхождение – на глиняных чашах и кувшинах оставались отпечатки плетеных форм из прутьев, которые потом стали имитировать и раскрашивать.

Слева: табурет Flo, сталь, лоза, дизайнер Патриция Уркиола, Driade Aleph.<br />
Справа: пуф Tobago, Missoni Home.

Слева: табурет Flo, сталь, лоза, дизайнер Патриция Уркиола, Driade Aleph.
Справа: пуф Tobago, Missoni Home.

Индийские цветы

Цветочный рисунок на индийских тканях не менялся несколько столетий: у цветов характерный прихотливый контур, сложная форма и яркая окраска. 

Слева: ковер для кальяна, хлопок, шелковая нить, блестки, бархат, Индия, 1800–1850.<br />
Справа: образец настенной росписи, бумага, гуашь, Индия, XIX век.

Слева: ковер для кальяна, хлопок, шелковая нить, блестки, бархат, Индия, 1800–1850.
Справа: образец настенной росписи, бумага, гуашь, Индия, XIX век.

Европейцы проникли в Индию в XV веке и с тех пор пытались ткать похожие ткани и ковры. Но теперь решили не изобретать велосипед: последняя тенденция – не подражать, а просто копировать.

Слева: обои African Tree из коллекции The Patina Collection, бумага, Cole & Son.<br />
Справа: ткань Paraiso Multicolor, хлопок, Gastón y Daniela.

Слева: обои African Tree из коллекции The Patina Collection, бумага, Cole & Son.
Справа: ткань Paraiso Multicolor, хлопок, Gastón y Daniela.

Стилизованные цветы

Условные поп-артовские цветы придумал не Уорхол, а мастера средневековых витражей – крупные стилизованные цветы можно найти в любом европейском готическом соборе. 

Слева: панно Agnus Dei, витраж, 1850–1860.<br />
Справа: кашпо, дизайнер ­Агустус Уэлби Пьюджин, Minton & Co., 1846–1851.

Слева: панно Agnus Dei, витраж, 1850–1860.
Справа: кашпо, дизайнер ­Агустус Уэлби Пьюджин, Minton & Co., 1846–1851.

Художники поп-арта оценили выразительность этого рисунка по достоинству – в 1960-х он был безумно популярен, а сейчас триумфально вернулся в дизайн.

Слева: кофейная чашка с блюдцем Warhol Flowers, фарфор, Rosenthal Studio-Line.<br />
Справа: Кресло Pop, Kartell/Marimekko.

Слева: кофейная чашка с блюдцем Warhol Flowers, фарфор, Rosenthal Studio-Line.
Справа: Кресло Pop, Kartell/Marimekko.

Животные

Изображения животных на стенах неолитических пещер были связаны с охотничьей магией. От колдовской практики современные дизайнеры отказались, а вот анималистические рисунки используют вовсю: реальные и фантастические звери появились на коврах, тканях и покрывалах. 

Слева: Чернофигурная амфора, Этрурия, 540 год до н. э.<br />
Справа: ткань, шелк, XVI век, Франция. Музей средневекового искусства, Париж.

Слева: Чернофигурная амфора, Этрурия, 540 год до н. э.
Справа: ткань, шелк, XVI век, Франция. Музей средневекового искусства, Париж.

Последний тренд – симметричные пары зверей в духе средневековых геральдических рисунков.

Покрывало Pantheon Throw, хлопок, Moooi.

Покрывало Pantheon Throw, хлопок, Moooi.

Фото: АЛЕКСАНДР ПОТАПОВ; АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ; ВСЕРОССИЙСКИЙ МУЗЕЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО И НАРОДНОГО ИСКУССТВА; ДМИТРИЙ ПОПОВ; ИВАН БОЙКО; ATPROFF.RU/ABAZA; BRIDGEMAN/FOTOBANK; CHRISTIE’S IMAGES; CORBIS/RPG; PHOTO RMN; THE ART ARCHIVE; V&A IMAGES, VICTORIA AND ALBERT MUSEUM;
опубликовано в журнале №10 (45) октябрь 2006

Комментарии