Четыре стиля XX века

В ХХ веке было четыре периода, когда дизайнеры всерьез проектировали для будущего. Мы решили вспомнить, как это было.

Авангард

1920-е

Русские, немецкие и итальянские авангардисты дружно работали под девизом “Мы наш, мы новый мир построим”. Людям будущего – тем, кто был ничем, а станет всем, –  нужна была мебель функциональная, без прикрас и удобная в производстве. 

Клуб им. И. В. Русакова, архитектор Константин Мельников, 1927–1929.

Клуб им. И. В. Русакова, архитектор Константин Мельников, 1927–1929.

Именно авангардисты дешевизны ради начали делать мебель из ДСП и металлических трубок. Созданные штучно как макет или арт-объект, эти “дешевые и демократичные” вещи теперь живут в основном в музеях. Исключение – мебель Ритвельда и Брейера, которая вошла в “мемориальные” коллекции Knoll и Cassina.

  • Настольная лампа, дизайнер Пьер Шаро, изготовил Луи Дальбе, 1923.
  • Журнальный столик, дизайн Геррита Ритвельда (1923), Cassina.
  • Кресло Wassily, дизайн Марселя Брейера (1925–1927), Knoll.
  • Шахматный столик, дизайнер Александр Родченко, 1925.
  • Кресло D62, дизайн Эля Лисицкого (1928), Tecta.
  • Газетница Bauhaus-Cradle, дизайн Питера Келера (1922), Tecta.
  • Ар-деко

    1930-е

    Эпоха трансатлантических перелетов, океанских лайнеров-гигантов и небоскребов  –  люди бросили все силы и средства на то, чтобы забыть Первую мировую и Великую депрессию. Дизайнеры работали по принципу “быстрее, выше, роскошнее”, используя дорогие материалы и изысканные отделки.

    Станция метро “Маяковская”, архитектор Алексей Душкин, 1938.

    Станция метро “Маяковская”, архитектор Алексей Душкин, 1938.

    Никогда сталь не была такой хромированной, кожа такой тонкой, а дерево таким полированным. Особенно повлияло на дизайн развитие аэродинамики. Стримлайновские локомотивы и “студебекеры” Реймонда Лоуи и кресла Эйлин Грей стремительно увозили преуспевающую часть человечества от угрозы социальных потрясений. Стиль ар-деко рисовал гламурную картину будущего, за что и оказался в нем востребованным.

  • Кресло 24 Maggio, дизайн Антонио Бердондини (1941), Berdondini by Morelato.
  • Напольные часы, 1930-е.
  • Стол, James Clark Ltd. of London, 1930‑е.
  • Шкаф Bruno Neri, дизайн Антонио Бердондини (1935), Berdondini by Morelato.
  • Кресло Bibendum, дизайн Эйлин Грей (1929), ClassiCon.
  • Шахматы, дизайн Жана Пюи­форка (1927), Puiforcat.
  • Переносной фоно­граф RCA Victor Special, дизайнер Джон Вассос, середина 1930-х.
  • Подставка для зонтов Usha, дизайн Эккарта Мутезиуса (1932), ClassiCon.
  • Футуризм

    1960-е

    Полет Гагарина сделал космос доступным и назначил облик межпланетного корабля главной тенденцией дизайна. Самолетные кресла, лампы-шлемы, кислотные цвета, фактуры а-ля ракетная обшивка или ткань скафандра –  все стало возможным благодаря дешевым синтетическим материалам, которые и разработали как раз для нужд космической промышленности. 

    Theme Building, Международный аэропорт Лос-Анджелеса, 1961.

    Theme Building, Международный аэропорт Лос-Анджелеса, 1961.

    Вернер Пантон делал из полимеров интерьеры с волнистыми стенами, группа Archizoom подгоняла бытовую эргономику под параметры кабины пилота. Будущее было рядом, с ним можно было играть, и оно казалось светлым – особенно под влиянием ЛСД.

  • Шезлонг Djinn, дизайнер Оливер Мург, 1965.
  • Мягкая конструкция, дизайнер Вернер Пантон, 1970–1971.
  • Светильник Boalum, дизайн Ливио Кастильони и Джанфранко Фраттини (1970), Artemide.
  • Настольная лампа Eclisse, дизайн Вико Маджистретти (1967), Artemide.
  • Кресло GN01-The Egg, дизайн Петера Гици (1968), Ghyczy.
  • Диван Swan, дизайн Арне Якобсена (1958), Fritz Hansen.
  • Виртуальность

    2000-е

    В дизайне – “миг между прошлым и будущим”. Ретрофутуристы, такие как Карим Рашид, эксплуатируют наследие 1960-х. Новатора формы Заху Хадид вдохновляет компьютерная графика, благо новые технологии вроде лазерной резки позволяют ее воспроизводить. А подлинные творцы будущего – Константин Грчик, братья Буруллеки, Ора Ито – не просто фантазируют на тему киберпространства и балуются с кристаллическими решетками.

    Проект национального стадиона в  Пекине, архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мерон, открыт в 2008 году.

    Проект национального стадиона в  Пекине, архитекторы Жак Херцог и Пьер де Мерон, открыт в 2008 году.

    Они используют новые поколения полимеров и с нетерпением ждут момента, когда развитие нанотехнологий (работы с веществом на уровне молекул и атомов) позволит создавать сверхтонкие и сверхпрочные предметы.

  • Стол-скамья Drift, дизайн Аманды Ливет (2004), Future Systems for Established & Sons.
  • Диван And, дизайн Фабио Новембре (2002), Cappellini.
  • Кресло Corallo, дизайн Фернандо и Умберто Кампана (2004), Edra.
  • Стулья Chair One, дизайн Константина Грчика (2003), Magis.
  • Компьютер IMac G3, дизайн Джонатана Айва (2003), Apple.
  • Кресло SIOS Chaise, дизайнер Сэм Бакстон.
  • Светильник Vortex, дизайн Захи Хадид (2005), Sawaya & Moroni.
  • Подготовил Данила Гуляев

    Фото: АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ; ИГОРЬ ПАЛЬМИН; ИТАР-ТАСС; AKG/EAST NEWS; BRIDGEMAN/FOTOBANK; CHRISTIE’S IMAGES; CORBIS/RPG; EVERETT COLLECTION/RPG; © АЛЕКСАНДР РОДЧЕНКО, ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРА ЛАВРЕНТЬЕВА; KOBAL COLLECTION; PHOTO RMN; SCHROEDER 1 – GERRIT T. RIETVELD – CASSINA I MAESTRI COLLECTION; V&A IMAGES, VICTORIA AND ALBERT MUSEUM;
    опубликовано в журнале №2 (48) февраль 2007

    Комментарии