Материалы XXI века

Мы решили выяснить, какова роль новых технологий в современном дизайне, и рассказываем, из чего сделаны окружающие нас вещи.

Cocoon

Полимер Cocoon разрабатывался отнюдь не для нужд дизайна. Изначально этот изоляционный материал предназначался для строительства и защиты товаров при транспортировке. Но в 1960-е марка Flos решила использовать его для производства светильников Taraxacum по дизайну Акилле и Пьерджакомо Кастильони. В 2005 году по этой технологии была создана люстра Zeppelin Марселя Вандерса — благодаря полимеру Cocoon кажется, что ее каркас укутан плотным слоем паутины.

Светильник Zeppelin, дизайнер Марсель Вандерс, Flos.

Синтетические смолы

Синтетические материалы обычно используются в условиях конвейерного производства, но дизайнер Гаэтано Пеше не любит штамповку, поэтому нашел им альтернативное применение. Стол Tavolone, разработанный в 2008 году, сделан из акриловых смол. Материал залит в форму так, чтобы смолы разных цветов могли свободно растекаться и перемешиваться, поэтому каждый стол получается уникальным.

Стол Tavolone, дизайнер Гаэтано Пеше, Meritalia

Углеродное волокно

Ткань из углеродного волокна была получена в 1969 году. С тех пор дизайнеры не раз пробовали найти применение этому прочному и легкому материалу. В 1987 году Альберто Меда спроектировал для компании Аlias стул Lightlight из углеродного волокна на каркасе из эпоксидной смолы. Но более успешным оказался эксперимент Марселя Вандерса и Бертьяна Пота. Их стул Carbon Chair сделан по той же технологии с одной лишь разницей, что его сиденье и спинка сплетены вручную. Стул выпускается ограниченной серией. Углеродное волокно — редкий материал, на всех желающих его не хватает. 

Стул Carbon Chair, дизайнеры Марсель Вандерс и Бертьян Пот, Moooi.

Папье-маше

Этот материал, представляющий собой бумажную массу с добавлением гипса, клея или крахмала, никто и никогда не рассматривал всерьез. Из папье-маше делали муляжи, театральную бутафорию, а также мелкие аксессуары. Например, расписные палехские шкатулки. Но в 2005 году Йоб Сметс и Нинке Тинагел из дизайнерского дуэта Studio Job придумали целую коллекцию, в которую вошли несколько шкафов, торшер и люстра, целиком изготовленные из бумажной массы. Пока этот эксперимент остается первым и единственным в своем роде.

Комод из коллекции Paper, дизайн Studio Job, Moooi.

Алюминий

Алюминий выпускают с конца 1880-х годов, но попытки применить его в дизайне можно пересчитать по пальцам. В начале ХХ века Отто Вагнер использовал его для оформления фасадов, потом с алюминием работали Марсель Брейер, Ле Корбюзье и Уоррен Макартур, а в 2008 году эксперименты с этим материалом продолжила марка Cappellini, выпустившая складной стул из алюминия.

Cкладной стул Stitch Chair, дизайнер Адам Гудрам, Cappellini.

Картон

В 1960-е годы традиционные ценности — добротность и долговечность — сменил новый принцип: “сегодня использовал, завтра выбросил”. В обиход вошла одноразовая посуда, Пако Рабанн делал платья из бумаги, а английский дизайнер Питер Мердок придумал в 1963 году детский стул из картона. Эта модель пользовалась большим спросом, и все же картонная мебель так и осталась скорее исключением, нежели правилом.

Складной стул Spotty Chair, дизайн Питера Мердока, International Paper.

Пенополиуретан

Эту разновидность пластика выпускают с 1954 года. В 1960–1970-е он был популярен у дизайнеров-бунтарей, стремившихся опровергнуть привычные представления о мебели. Сейчас из полиуретана делают изоляционные панели, лепной декор и предметы интерьера. Но хотя полиуретан и стал нормой жизни, сделанная из него мебель по-прежнему выглядит неожиданно и провокационно, что доказывает новая скамья Double Up от итальянской компании Sturm und Plastic.

Скамья Double Up, Sturm und Plastic.

Метакрил

В ХХ веке пластик помогал дизайнерам разрабатывать новые мебельные формы. Но в начале нового тысячелетия в моду вошло необарокко, и прогрессивные материалы позволили посмотреть на классику под принципиально новым углом. Дизайнеры упростили объемные классические объекты, сделав их абсолютно плоскими, но в то же время узнаваемыми. Именно по этому принципу в 2006 году были изготовлены канделябры Maua Huni из метакрила — разновидности пластика, которая сама собой (без всяких встроенных лампочек!) светится на срезе.

Канделябры Maua Huni из коллекции Barock & Roll, дизайнер Ингрид Гесснер, Sawaya & Moroni.

Алькантара

Этот обивочный материал изобрел в 1970 году японский химик Миуси Окамото, а затем его выпуск был налажен в Италии. Внешне и на ощупь алькантара напоминает замшу, но отличается повышенной прочностью: не выгорает на солнце, не боится грязи и легко моется. Не удивительно, что новый материал сразу полюбили практичные немцы. Но не только они — отделка из алькантары стала одной из самых популярных опций у многих итальянских марок, а шведская компания Blå Station предлагает обить ею изнутри свое кресло Peekaboo, спроектированное в 2005 году.

Кресло Peekaboo, дизайнер Стефан Борселиус, Blå Station.

Ламинат

Ламинат, появившийся в 1909 году, может имитировать практически любой материал. Недорогой и устойчивый к внешним воздействиям, он был взят на вооружение производителями демократичной мебели, прежде всего кухонной. Но в 1980-х годах участники группы Memphis полюбили ламинат “за недостаток благородства” и проложили ему дорогу в мир современного дизайна. Образцом нового отношения к этому материалу служит столик Lipari, придуманный Этторе Соттсассом в 1992 году.

Cтолик Lipari, дизайн Этторе Соттсасса, Zanotta.

Главные ноу-хау в дизайне

Гнутое дерево

В 1841 году австриец Михаэль Тонет получил патент на “выгибание дерева до любой формы, в том числе и округлой”. Это ноу-хау позволило создавать конструкции нового типа: легкие, рациональные и доступные для промышленного производства. Самым известным творением Тонета и основанной им вместе с братьями фирмы Thonet стал стул №14, который не теряет своей популярности до сих пор.

Cтул Thonet №14, дизайнер Михаэль Тонет, Thonet.

Стальные трубки

В 1920-е годы Ле Корбюзье, Шарлотта Перриан и Марсель Брейер параллельно занялись разработкой мебели из трубок. Но первым в 1927 году ее запатентовал голландский архитектор Март Стам, сделавший стул из гнутых газопроводных труб. Трубки оказались идеальным материалом для массового производства, а строгий вид такой мебели точно соответствовал новой модернистской эстетике.

Стул Cantilever Chair, дизайнер Март Стам, Thonet.

Пластик

Одной из первых пластмасс стал бакелит. Он появился в 1907 году и был популярен у мастеров ар-деко. Но настоящий пластиковый бум начался в середине ХХ века. Появившиеся в те годы новые виды пластмасс принимали практически любую форму и выдерживали большие нагрузки. Это доказал датчанин Вернер Пантон, придумавший в 1968 году стул Panton из цельного куска формованного пластика.

Стул Panton, дизайнер Вернер Пантон, Vitra.

Вспененные полимеры

В начале ХХ века дизайнеры экспериментировали с каркасами мягкой мебели, но в 1940-х годах стала меняться и набивка. На смену пружинам и конскому волосу пришли латексная пена и поролон, а в 1969 году Гаэтано Пеше разработал кресла Up, у которых вообще не было каркаса. Кресла были целиком сделаны из пенополиуретана и продавались в плоских вакуумных упаковках. После вскрытия коробки они прямо на глазах набирали объем, что превращало покупку мебели в настоящее шоу.

Кресло из серии Up, дизайнер Гаэтано Пеше, B&B Italia.

Плексиглас

Прозрачное и крепкое акриловое стекло запустили в производство еще в 1930-е. В Европе ему дали название глас, у нас — органическое стекло. Поначалу его использовали в строительстве, но затем плексиглас заинтересовал и дизайнеров. В 1957 году французы Эрвин и Эстель Лаверне сделали из него серию “невидимых” стульев, а в 1962 году Джо Коломбо придумал светильник Acrilica. Эти вещи стали хрестоматийными образцами популярного в то время “космического” дизайна.

Светильник Acrilica, дизайнер Джо Коломбо, Oluce.

Кориан

В 1967 году Дональд Смокум в лабораториях DuPont получил Corian — твердый композитный материал из смеси метилакриловых смол с минеральными добавками. Кориан тверд и долговечен, как камень, но имеет ряд преимуществ — позволяет создавать бесшовные поверхности любых форм и размеров, впечатляет обилием цветов, и к тому же он теплый на ощупь. Сейчас с корианом активно работают Рон Арад и Заха Хадид, а единственная причина, мешающая повсеместному распространению мебели из кориана, — высокая цена этого материала.

Кухня Z.Island, дизайнер Заха Хадид, Ernestomeda.

Материал подготовили Марина Гришина, Анастасия Ромашкевич и Дарья Котельникова.

Фото: ©PHOTO CNAC/MNAM, DIST.RMN/©PHILIPPE MIGEAT, JEANCLAUDE PLANCHET; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; LEO TORRI, COURTESY OF DUPONT™CORIAN®; архивы пресс-служб.

читайте также

Комментарии