Материалы XXI века

Мы решили выяснить, какова роль новых технологий в современном дизайне, и рассказываем, из чего сделаны окружающие нас вещи.

Cocoon

Полимер Cocoon разрабатывался отнюдь не для нужд дизайна. Изначально этот изоляционный материал предназначался для строительства и защиты товаров при транспортировке. Но в 1960-е марка Flos решила использовать его для производства светильников Taraxacum по дизайну Акилле и Пьерджакомо Кастильони. В 2005 году по этой технологии была создана люстра Zeppelin Марселя Вандерса — благодаря полимеру Cocoon кажется, что ее каркас укутан плотным слоем паутины.

Светильник Zeppelin, дизайнер Марсель Вандерс, Flos.

Светильник Zeppelin, дизайнер Марсель Вандерс, Flos.

Синтетические смолы

Синтетические материалы обычно используются в условиях конвейерного производства, но дизайнер Гаэтано Пеше не любит штамповку, поэтому нашел им альтернативное применение. Стол Tavolone, разработанный в 2008 году, сделан из акриловых смол. Материал залит в форму так, чтобы смолы разных цветов могли свободно растекаться и перемешиваться, поэтому каждый стол получается уникальным.

Стол Tavolone, дизайнер Гаэтано Пеше, Meritalia

Стол Tavolone, дизайнер Гаэтано Пеше, Meritalia

Углеродное волокно

Ткань из углеродного волокна была получена в 1969 году. С тех пор дизайнеры не раз пробовали найти применение этому прочному и легкому материалу. В 1987 году Альберто Меда спроектировал для компании Аlias стул Lightlight из углеродного волокна на каркасе из эпоксидной смолы. Но более успешным оказался эксперимент Марселя Вандерса и Бертьяна Пота. Их стул Carbon Chair сделан по той же технологии с одной лишь разницей, что его сиденье и спинка сплетены вручную. Стул выпускается ограниченной серией. Углеродное волокно — редкий материал, на всех желающих его не хватает. 

Стул Carbon Chair, дизайнеры Марсель Вандерс и Бертьян Пот, Moooi.

Стул Carbon Chair, дизайнеры Марсель Вандерс и Бертьян Пот, Moooi.

Папье-маше

Этот материал, представляющий собой бумажную массу с добавлением гипса, клея или крахмала, никто и никогда не рассматривал всерьез. Из папье-маше делали муляжи, театральную бутафорию, а также мелкие аксессуары. Например, расписные палехские шкатулки. Но в 2005 году Йоб Сметс и Нинке Тинагел из дизайнерского дуэта Studio Job придумали целую коллекцию, в которую вошли несколько шкафов, торшер и люстра, целиком изготовленные из бумажной массы. Пока этот эксперимент остается первым и единственным в своем роде.

Комод из коллекции Paper, дизайн Studio Job, Moooi.

Комод из коллекции Paper, дизайн Studio Job, Moooi.

Алюминий

Алюминий выпускают с конца 1880-х годов, но попытки применить его в дизайне можно пересчитать по пальцам. В начале ХХ века Отто Вагнер использовал его для оформления фасадов, потом с алюминием работали Марсель Брейер, Ле Корбюзье и Уоррен Макартур, а в 2008 году эксперименты с этим материалом продолжила марка Cappellini, выпустившая складной стул из алюминия.

Cкладной стул Stitch Chair, дизайнер Адам Гудрам, Cappellini.

Cкладной стул Stitch Chair, дизайнер Адам Гудрам, Cappellini.

Картон

В 1960-е годы традиционные ценности — добротность и долговечность — сменил новый принцип: “сегодня использовал, завтра выбросил”. В обиход вошла одноразовая посуда, Пако Рабанн делал платья из бумаги, а английский дизайнер Питер Мердок придумал в 1963 году детский стул из картона. Эта модель пользовалась большим спросом, и все же картонная мебель так и осталась скорее исключением, нежели правилом.

Складной стул Spotty Chair, дизайн Питера Мердока, International Paper.

Складной стул Spotty Chair, дизайн Питера Мердока, International Paper.

Пенополиуретан

Эту разновидность пластика выпускают с 1954 года. В 1960–1970-е он был популярен у дизайнеров-бунтарей, стремившихся опровергнуть привычные представления о мебели. Сейчас из полиуретана делают изоляционные панели, лепной декор и предметы интерьера. Но хотя полиуретан и стал нормой жизни, сделанная из него мебель по-прежнему выглядит неожиданно и провокационно, что доказывает новая скамья Double Up от итальянской компании Sturm und Plastic.

Скамья Double Up, Sturm und Plastic.

Скамья Double Up, Sturm und Plastic.

Метакрил

В ХХ веке пластик помогал дизайнерам разрабатывать новые мебельные формы. Но в начале нового тысячелетия в моду вошло необарокко, и прогрессивные материалы позволили посмотреть на классику под принципиально новым углом. Дизайнеры упростили объемные классические объекты, сделав их абсолютно плоскими, но в то же время узнаваемыми. Именно по этому принципу в 2006 году были изготовлены канделябры Maua Huni из метакрила — разновидности пластика, которая сама собой (без всяких встроенных лампочек!) светится на срезе.

Канделябры Maua Huni из коллекции Barock & Roll, дизайнер Ингрид Гесснер, Sawaya & Moroni.

Канделябры Maua Huni из коллекции Barock & Roll, дизайнер Ингрид Гесснер, Sawaya & Moroni.

Алькантара

Этот обивочный материал изобрел в 1970 году японский химик Миуси Окамото, а затем его выпуск был налажен в Италии. Внешне и на ощупь алькантара напоминает замшу, но отличается повышенной прочностью: не выгорает на солнце, не боится грязи и легко моется. Не удивительно, что новый материал сразу полюбили практичные немцы. Но не только они — отделка из алькантары стала одной из самых популярных опций у многих итальянских марок, а шведская компания Blå Station предлагает обить ею изнутри свое кресло Peekaboo, спроектированное в 2005 году.

Кресло Peekaboo, дизайнер Стефан Борселиус, Blå Station.

Кресло Peekaboo, дизайнер Стефан Борселиус, Blå Station.

Ламинат

Ламинат, появившийся в 1909 году, может имитировать практически любой материал. Недорогой и устойчивый к внешним воздействиям, он был взят на вооружение производителями демократичной мебели, прежде всего кухонной. Но в 1980-х годах участники группы Memphis полюбили ламинат “за недостаток благородства” и проложили ему дорогу в мир современного дизайна. Образцом нового отношения к этому материалу служит столик Lipari, придуманный Этторе Соттсассом в 1992 году.

Cтолик Lipari, дизайн Этторе Соттсасса, Zanotta.

Cтолик Lipari, дизайн Этторе Соттсасса, Zanotta.

Главные ноу-хау в дизайне

Гнутое дерево

В 1841 году австриец Михаэль Тонет получил патент на “выгибание дерева до любой формы, в том числе и округлой”. Это ноу-хау позволило создавать конструкции нового типа: легкие, рациональные и доступные для промышленного производства. Самым известным творением Тонета и основанной им вместе с братьями фирмы Thonet стал стул №14, который не теряет своей популярности до сих пор.

Cтул Thonet №14, дизайнер Михаэль Тонет, Thonet.

Cтул Thonet №14, дизайнер Михаэль Тонет, Thonet.

Стальные трубки

В 1920-е годы Ле Корбюзье, Шарлотта Перриан и Марсель Брейер параллельно занялись разработкой мебели из трубок. Но первым в 1927 году ее запатентовал голландский архитектор Март Стам, сделавший стул из гнутых газопроводных труб. Трубки оказались идеальным материалом для массового производства, а строгий вид такой мебели точно соответствовал новой модернистской эстетике.

Стул Cantilever Chair, дизайнер Март Стам, Thonet.

Стул Cantilever Chair, дизайнер Март Стам, Thonet.

Пластик

Одной из первых пластмасс стал бакелит. Он появился в 1907 году и был популярен у мастеров ар-деко. Но настоящий пластиковый бум начался в середине ХХ века. Появившиеся в те годы новые виды пластмасс принимали практически любую форму и выдерживали большие нагрузки. Это доказал датчанин Вернер Пантон, придумавший в 1968 году стул Panton из цельного куска формованного пластика.

Стул Panton, дизайнер Вернер Пантон, Vitra.

Стул Panton, дизайнер Вернер Пантон, Vitra.

Вспененные полимеры

В начале ХХ века дизайнеры экспериментировали с каркасами мягкой мебели, но в 1940-х годах стала меняться и набивка. На смену пружинам и конскому волосу пришли латексная пена и поролон, а в 1969 году Гаэтано Пеше разработал кресла Up, у которых вообще не было каркаса. Кресла были целиком сделаны из пенополиуретана и продавались в плоских вакуумных упаковках. После вскрытия коробки они прямо на глазах набирали объем, что превращало покупку мебели в настоящее шоу.

Кресло из серии Up, дизайнер Гаэтано Пеше, B&B Italia.

Кресло из серии Up, дизайнер Гаэтано Пеше, B&B Italia.

Плексиглас

Прозрачное и крепкое акриловое стекло запустили в производство еще в 1930-е. В Европе ему дали название глас, у нас — органическое стекло. Поначалу его использовали в строительстве, но затем плексиглас заинтересовал и дизайнеров. В 1957 году французы Эрвин и Эстель Лаверне сделали из него серию “невидимых” стульев, а в 1962 году Джо Коломбо придумал светильник Acrilica. Эти вещи стали хрестоматийными образцами популярного в то время “космического” дизайна.

Светильник Acrilica, дизайнер Джо Коломбо, Oluce.

Светильник Acrilica, дизайнер Джо Коломбо, Oluce.

Кориан

В 1967 году Дональд Смокум в лабораториях DuPont получил Corian — твердый композитный материал из смеси метилакриловых смол с минеральными добавками. Кориан тверд и долговечен, как камень, но имеет ряд преимуществ — позволяет создавать бесшовные поверхности любых форм и размеров, впечатляет обилием цветов, и к тому же он теплый на ощупь. Сейчас с корианом активно работают Рон Арад и Заха Хадид, а единственная причина, мешающая повсеместному распространению мебели из кориана, — высокая цена этого материала.

Кухня Z.Island, дизайнер Заха Хадид, Ernestomeda.

Кухня Z.Island, дизайнер Заха Хадид, Ernestomeda.

Материал подготовили Марина Гришина, Анастасия Ромашкевич и Дарья Котельникова.

Фото: ©PHOTO CNAC/MNAM, DIST.RMN/©PHILIPPE MIGEAT, JEANCLAUDE PLANCHET; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; LEO TORRI, COURTESY OF DUPONT™CORIAN®; архивы пресс-служб.

Комментарии