Предмет культа: светильник Pipistrello

Лампа Pipistrello легендарной Гаэ Ауленти отмечает юбилей – светильник, который дизайнер и архитектор придумала для Martinelli Luce в 1965 году, уже 50 лет остается объектом культа и почитания, который самые разные интерьерные дизайнеры с удовольствием берут в свои проекты. 

Гаэ Ауленти (1927–2012)<br />
Архитектор и дизайнер, окончила Миланский политехнический университет. Награждена французским орденом Почетного легиона, вице-президент Ассоциации промышленного дизайна Италии и президент Академии изобразительных искусств Брера. Ее именем названа площадь в Милане.

Гаэ Ауленти (1927–2012)
Архитектор и дизайнер, окончила Миланский политехнический университет. Награждена французским орденом Почетного легиона, вице-президент Ассоциации промышленного дизайна Италии и президент Академии изобразительных искусств Брера. Ее именем названа площадь в Милане.

1. Настольную лампу с телескопической стальной ножкой, цветной алюминиевой основой и плафоном из матового белого метакрилата для компании Martinelli Luce в 1965 году придумала итальянка Гаэтана Ауленти, (1927–2012), большой дизайнер и выдающийся архитектор, знаменитая прежде всего своим участием во многих проектах по реконструкции крупных европейских музеев.  

2. Светильник Гаэ Ауленти назвала Pipistrello – "Летучая мышь" – за то, что форма его плафона, состоящего из четырех секций, напоминает раскрытые крылья этого рукокрылого зверька.

Высота лампы изменяется, поэтому она может быть настольной или напольной.

Высота лампы изменяется, поэтому она может быть настольной или напольной.

3. Телескопическая ножка довольно массивного светильника дает возможность вытягивать его в высоту с 66 до 85 сантиметров и превращать Pipistrello из настольной лампы в торшер.

4. Для своего времени светильник был, кроме дизайнерской инновации, интерпретирующей традиции ар-нуво, еще и технологическим прорывом — Гаэ Ауленти использовала в работе над ним совсем тогда новые технологии формовки стали и алюминия и прессования пластика.   

В 1960-е лампа считалась инновационной: абажур из метакрилата и стальное телескопическое основание.

В 1960-е лампа считалась инновационной: абажур из метакрилата и стальное телескопическое основание.

5. Долгого пути к покупателю сквозь непонимание и трудности не было – светильник сразу стал бестселлером фабрики Martinelli Luce, спустя пять десятилетий по-прежнему горячо любим дизайнерами интерьеров и простыми покупателями и стабильно приносит компании значительный доход.

6. Кроме народной любви светильник Pipistrello получил признание профессионалов и на законных основаниях стал одной из икон предметного дизайна. Подтверждением тому служит тот факт, что он находится в постоянных экспозициях сразу нескольких важных музеев современного искусства и дизайна, в том числе MoMA, Метрополитена, Центра Помпиду и Музея декоративного искусства в Монреале.

Настольная лампа Pipistrello.

Настольная лампа Pipistrello.

7. “Я никогда не рассматривала светильник как источник света, думая о нем скорее как о форме, которая должна находиться в гармонии с окружением, для которого была создана”, — говорила о своем детище Гаэ Ауленти.

8. Основание классического светильника Pipistrello выпускалось в матовом белом, коричневом или серебристом цвете, позже появилась версия в красном и черном цвете, еще позже фабрика выпустила светильник с медным основанием. 

Предмет культа: светильник Pipistrello

9. Сейчас в линейке есть уменьшенная копия лампы MiniPipistrello, высота которой всего 35 сантиметров, и светильники, работающие на светодиодах, и с сенсором, который позволяет включать и выключать его легким прикосновением руки к корпусу.

10. Отмечает юбилей легендарной лампы фабрика Martinelli Luce широко – на прошедшем в Париже в конце января салоне Maison & Objet она провела несколько посвященных светильнику мероприятий, организовала большой фотоконкурс и выпустила лимитированную коллекцию Pipistrello в глянцевой позолоте.

Основание лампы бывало разных оттенков, но никогда — золотым. Этот цвет выбрали специально для юби­лейной серии.

Основание лампы бывало разных оттенков, но никогда — золотым. Этот цвет выбрали специально для юби­лейной серии.

Текст: Евгения Круглова

Фото: архив пресс-службы
опубликовано в журнале №6 (140) Июнь 2015

Комментарии