Новая трактовка культового стула Ксавье Пошара

Французская фабрика Tolix в честь 80-летия культового стула "А" Ксавье Пошара подготовила не менее грандиозное переиздание, в котором приняло участие восемь архитекторов и дизайнеров с мировым именем.

Стул "А" стал неподдельной иконой промышленной эстетики. Его дизайнер Ксавье Пошар считается настоящим пионером гальванизации, в частности – оцинковки. Начиная с 1934 года модель "А" из листового металла выпускается фабрикой Tolix. Этот стул можно встретить в офисах, общественных помещениях и личных апартаментах по всему миру. Культовый предмет стал постоянным экспонатом музея дизайна Vitra, музея современного искусства Нью-Йорка (МоМА) и Центра искусства и культуры Жоржа Помпиду.

Новая трактовка культового стула Ксавье Пошара

До начала 2000-х бренд Tolix оставался семейным предприятием со старым укладом. Настоящее возрождение началось с приходом в управление Шанталь Андриот. В этом году в честь 80-летия культового стула "А" президент компании пригласила интерпретировать икону восемь мировых студий, дизайнеров, архитекторов. В их число вошли Лекс Потт, Константин Грчик, Жюли Рикоз, Себастьян Хекнер, Джулио Ридольфо, Бетан Лора Вуд, Жюльен Седер и студия Formafantasma.

Новая трактовка культового стула Ксавье Пошара

Изначально модель "А" была создана из оцинкованного листового металла с защитой от разрушающих воздействий окружающей среды. Дизайнер Лекс Потт, наоборот, искусственно ускоряет процесс окисления в своей версии. Латунь и медь со временем меняют цвет на выразительный купоросно-зеленый. Именно такого оттенка и хотел добиться художник для 80-летней иконы стиля.

  • Эксцентричный Константин Грчик сразу решил, что при переосмыслении объекта Пошара должно получиться что угодно, но только не стул. За основу была взята спинка объекта, которую на фабрике Tolix называют "пальметте". Результатом стало большое ведро из листового металла, а именно из 14 элементов "пальметте".

  • Дизайнеры Жюли Рикоз и Жюльен Седер решили раскрасить стул в яркие оттенки. Первая версия передает индивидуальность автора, второй же подобен взрыву шампанского на поверхности.

  • Немецкий дизайнер Себастьян Хекнер подверг перфорации всю поверхность стула, вместо традиционных небольших отверстий в середине сиденья, предназначенных для стока воды. Отдавая дань своему родному городу Оффенбаху – историческому ремесленническому центру Германии – Себастьян "прошил" свою версию разноцветными кожаными ремешками. Художник преследует сразу две цели: делает поверхность мебели мягче, плюс чествует садовую мебель из ротанга в колониальном стиле.

  • Джулио Ридольфо решил одеть стул "А" в текстильную обивку с мелким графичным орнаментом.

  • А модный дизайнер Бетан Лора Вуд видит в спинке стула силуэт женского корсета. Перфорируя поверхность, автор добавляет множество металлических дисков с кожаными накладками, которые могли послужить отверстиями для шнуровки лифа. Так, по мнению художника, соединяются женственность и промышленное производство.

  • Идея версии от Formafantasma заключается в популяризации стула Ксавье Пошара. Студия хотела, чтобы об иконе узнало как можно больше людей. Потому авторы не добавили в объект ни одной новой детали – оригинальный дизайн не подвергся никаким изменениям. Просто стул повесили на гигантские весы, прицепив с другой стороны кусок металла, из которого модель и производится. Таким образом, люди могут узнать больше о процессе изготовления этого культового объекта.

    Новая трактовка культового стула Ксавье Пошара

    Выставка, посвященная 80-летию стула Ксавье Пошара, пройдет 4–27 сентября в парижском магазине Persona Grata.

    Текст: Дарья Маслова

    Комментарии