История декоративных стилей: ампир

В 1804 году Бонапарт назвался императором Наполеоном I и ввел в моду декоративный стиль ампир с древнеримскими мотивами. Все в этом “стиле империи” прославляло императора. В России ампир закрепился при Александре I: победив в войне 1812 года, русский царь присвоил и стиль “Буонапарте”. С одним важным отличием: в России мотив славы государственной был важнее личности монарха.

  • Жан Огюст Доминик Энгр, “Портрет Наполеона на императорском троне”, 1806.
    Справа: ваза с фрагментом картины Жака Луи Давида “Наполеон на перевале Сен-Бернар”, 1811, Лувр.
  • Джордж Доу, портрет Александра I, 1824.
    Справа: ваза “Россия”, Императорский фарфоровый завод, 1828, Государственный Эрмитаж.
  • Архитектура

    Главная архитектурная форма ампира – триумфальная арка. Она самая римская: именно в Риме изобрели арочную конструкцию. Вообще она из архитектурного обихода не исчезала никогда, но ампир сделал арку строже, воинственнее. И солиднее: барочные арки были в основном временными и театральными, а французские в честь побед Наполеона (и русские в честь победы над ним) – это мрамор, гранит и бронзовое литье. 

  • Триумфальная арка, Шарль Персье и Пьер Фонтен, 1806–1807, Париж.
  • Нарвские триумфальные ворота, Василий Стасов, 1827–1834, Санкт-Петербург.
  • Еще один ампирный архитектурный жанр – триумфальная колонна: например Вандомская, отлитая по образцу колонны Трояна из бронзы захваченных под Аустерлицем пушек, и наш Александрийский столп – он выше Вандомской колонны на четыре метра.

  • Вандомская колонна, Луи Огюст Лепер и Жак Гондуэн, 1806–1810, Париж.
  • Александрийская колонна, Огюст Монферран, 1834, Санкт-Петербург.
  • Интерьер

    Главные художники французского имперского стиля Шарль Персье и Пьер Фонтен были талантливыми декораторами и употребили свой талант в основном на создание интерьеров и дизайн мебели. 

    Спальня императрицы Жозефины в Мальмезоне, декораторы Шарль ­Персье и  Пьер Фонтен.

    Спальня императрицы Жозефины в Мальмезоне, декораторы Шарль ­Персье и  Пьер Фонтен.

    В России архитекторам, работавшим в стиле ампир, равно удавались все формы – от мебели до дворцов. Главные “мастера на все руки” – итальянец Карл Росси и француз Огюст Монферран. Единственный русский “многостаночник” – Андрей Воронихин.

  • Интерьер Белоколонного зала, Михайлов­ский дворец, Карл Росси, 1819–1825, Санкт-Петербург.
  • Адмиралтейство, реконструкция  Андреяна Захарова, 1805–1819, Санкт-Петербург.
  • Материалы

    В 1801 году Персье и Фонтен выпустили книгу “Собрание эскизов для украшения интерьера”, которая послужила образцом для мебельщиков и декораторов всей Европы. Хорошо знали это издание и русские архитекторы. Однако русский ампир не стал точной копией французского – скорее, его вольным переводом. Французскую ампирную мебель, как правило, изготавливали из красного дерева, в отделке активно использовали бронзу и мрамор. 

  • Консоль, мрамор, Франция, начало XIX века.
  • Кабинет Жозефины, красное дерево, мастер­ская братьев Жакоб, Франция, 1809.
  • Русские мастера вместо заморского дерева махагони (вид красного дерева) использовали для производства мебели карельскую березу, ясень, тополь. Для столешниц с Урала доставляли малахит, лазурит и другие поделочные камни. Роль бронзовых накладок на деревянной мебели исполняла резьба, покрытая позолотой.

  • Консоль, Россия, Петергофская гранильная фабрика, начало XIX века, Государственный Эрмитаж.
  • Секретер, массив карельской березы, Россия, начало XIX века.
  • Детали

    Персье и Фонтен создали для ампирного декора строгую систему образов: например, пчела, окруженная лавровым венком, обозначала Наполеона, а лебедь – императрицу Жозефину. Французский ампир закончил свое существование вместе с отречением Наполеона от престола в 1814 году. 

    Блюдце и чашка, Франция, 1810-е, дворец Мальмезон.

    Блюдце и чашка, Франция, 1810-е, дворец Мальмезон.

    В России он продержался до середины XIX века. Самобытность русского ампира проявилась в деталях: сочетание позолоченной резьбы с деревом, выкрашенным в белый цвет, считается изобретением русских мастеров, как и многоцветная обивка – у французов обивки были в основном однотонными или уж с лавровыми венками.

    Стул, Россия, первая четверть XIX  века, музей-усадьба “Останкино”.

    Стул, Россия, первая четверть XIX  века, музей-усадьба “Останкино”.

    Египетские мотивы

    После Египетского похода Наполеона в 1797 году в Европе вошел в моду Восток вообще и Древний Египет в частности. Соответственно, мебель покрылась изображениями сфинксов, ибисов и иероглифами. 

    Консоль, Франция, конец XVIII века, Государственный Эрмитаж.

    Консоль, Франция, конец XVIII века, Государственный Эрмитаж.

    В изделиях русских мебельщиков эти элементы “обрусели”: крылатые сфинксы у стола-консоли бровасты и пышногруды, как наша сказочная птица сирин.

    Консоль-витрина, Россия, первая четверть XIX века. Музей-усадьба “Останкино”.

    Консоль-витрина, Россия, первая четверть XIX века. Музей-усадьба “Останкино”.

    Пальметта и акант

    Два главных ампирных орнамента имеют разное, но одинаково древнее происхождение. Классический акант, декоративная форма в виде стилизованных листьев или стеблей акантуса – мотив античный. 

    Вверху: акант, фрагмент орнамента стола-геридона, Сервская мануфактура, 1803–1806, дворец Фонтенбло. <br />
Внизу: пальметта, орнамент чайного сервиза Наполеона и Марии-Луизы, 1809–1810, Лувр.

    Вверху: акант, фрагмент орнамента стола-геридона, Сервская мануфактура, 1803–1806, дворец Фонтенбло.
    Внизу: пальметта, орнамент чайного сервиза Наполеона и Марии-Луизы, 1809–1810, Лувр.

    А пальметта, веерообразный орнамент в виде пальмового листа – дань все той же восточно-египетской моде.

    Пальметты и акант, деталь дивана, Россия, 1830-е, музей-усадьба “Останкино”.

    Пальметты и акант, деталь дивана, Россия, 1830-е, музей-усадьба “Останкино”.

    Звериные мотивы

    Еще один верный признак ампира – звериные мотивы. Львы, орлы и змеи, ассоциирующиеся с мужеством, силой и мудростью, были самыми популярными “ампирными” животными. 

    Стол-геридон, мастерская братьев Жакоб, Франция, ок. 1803, Государственный Эрмитаж.

    Стол-геридон, мастерская братьев Жакоб, Франция, ок. 1803, Государственный Эрмитаж.

    Их стилизованные головы и лапы украшали подлокотники и ножки мебели, а спинки и боковины кресел и диванов нередко имели форму орлиного крыла.

    Диван по проекту Андрея Воронихина, Греческий зал Большого дворца <br />
в Павловске, 1803–1804.

    Диван по проекту Андрея Воронихина, Греческий зал Большого дворца
    в Павловске, 1803–1804.

    Кариатиды

    Мебель ампира была архитектурой в миниатюре: классичной, симметричной и суховатой. А кроме того, украшалась такими сугубо архитектурными деталями, как колонны и кариатиды. 

    Консоль, мастер­ская братьев Жакоб, Версаль.

    Консоль, мастер­ская братьев Жакоб, Версаль.

    На их деревянных или бронзовых плечах покоится большая часть всех столешниц, изготовленных в эпоху ампира, – настолько архитекторы и мебельщики этого периода любили девушек в туниках.

    Консоль, 1800-е, Россия, Государственный Эрмитаж.

    Консоль, 1800-е, Россия, Государственный Эрмитаж.

    Лавровый венок

    Лавровый венок – универсальный символ триумфа, победы и власти. Имперский стиль, конечно же, не мог не воспользоваться таким понятным образом. 

    Деталь орнамента чайного сервиза Наполеона I и Марии-Луизы, 1809–1810, Лувр.

    Деталь орнамента чайного сервиза Наполеона I и Марии-Луизы, 1809–1810, Лувр.

    Изображая лавр, художник всегда имел в виду императора. Александра I предпочитали увенчивать “портретно”. А Наполеона узнавали даже по пчеле.

    Шпалера “Портрет Александра I”, Франция, 1812–1816, Государственный Эрмитаж.

    Шпалера “Портрет Александра I”, Франция, 1812–1816, Государственный Эрмитаж.

    Фото: © photo rmn/ © DROITS RÉSERVÉS, WALTER MARC, JEAN-GILLES BERIZZI, GERARD BLOT, DANIEL AMAUDET; AKG, ROGER-VIOLLET/EAST NEWS; GETTY IMAGES, BRIDGEMAN/FOTOBANK; CORBIS/RPG; © ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ; Ю. А. МОЛОДКОВЕЦ, В. С. ТЕРЕБЕНИН, Л. Г. ХЕЙФЕЦ/© ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2007; ДМИТРИЙ ПОПОВ
    опубликовано в журнале №11 (57) ноябрь 2007

    Комментарии