Портрет: дизайнер Майкл Анастасиадис

Лондонский дизайнер Майкл Анастасиадис поговорил с Сергеем Ходневым о принципах своего дизайна, современном искусстве, перекличках культур и чистых сущностях.

Майкл Анастасиадис <br />
Родился в 1967 году на Кипре. В 1988 году переехал в Лондон, где сначала выучился на инженера (в Имперском колледже), а потом на дизайнера (в Королевском колледже искусств). В 1994 году основал собственную студию. Работы Анастасиадиса хранятся в лондонском Музее Виктории и Альберта, венском МАК, нью-йоркском МоМА.

Майкл Анастасиадис
Родился в 1967 году на Кипре. В 1988 году переехал в Лондон, где сначала выучился на инженера (в Имперском колледже), а потом на дизайнера (в Королевском колледже искусств). В 1994 году основал собственную студию. Работы Анастасиадиса хранятся в лондонском Музее Виктории и Альберта, венском МАК, нью-йоркском МоМА.

В ответ на имя Майкла Анастасиадиса сознание первым делом неизменно выдает две ассоциации: светильники и сферы. Сфера – его почти безраздельно любимая геометрическая форма, светильники – обожаемый жанр. Об этих пристрастиях он может говорить с интонациями древнегреческого философа: сфера – возвышенная, первозданная и совершенная форма, освещение – поэтичный и многосмысленный феномен. И тут же запросто встает на позиции художника-ремесленника. Шар, объясняет он, очень удобен своими возможностями по части образности: немножко измени контекст – и он будет выглядеть небесным светилом или ягодой, жемчужиной или мячом. А создание светильника – прежде всего интересный вызов. “Ты должен создать предмет, у которого две функции: украшать интерьер и светить. Это совершенно разные сценарии, и их не всегда просто сочетать”.

Светильники String Lights (2014), Flos. С ­помощью длинного провода можно создать личную арт-инсталляцию.

Светильники String Lights (2014), Flos. С ­помощью длинного провода можно создать личную арт-инсталляцию.

Анастасиадис признается, что иногда все-таки держит в голове, создавая тот или иной предмет, некую картинку воображаемого интерьера. Но старается этим не злоупотреблять: “Мне кажется, дизайнер должен создавать вещи, которые убедительно звучат в любом интерьере. В абсолютно любом”.

В этом смысле универсальность – его центральный художественный принцип, но не только. Это еще и способ доверить часть творческого процесса потребителю: “Надо дать человеку свободу использовать и интерпретировать эти вещи по-своему”. Кажется, до предела эта цель была отработана в его серии светильников String. Вместо того чтобы стыдливо прятать электропроводку, они предлагают сам провод превращать в элемент декора, натягивая его в пространстве так, как заблагорассудится (для поощрения смелости клиентов компания Flos даже выпустила буклет, а потом и приложение для смартфонов, объясняющее открывающиеся при использовании String творческие возможности).

Эскизная модель, иллюстрирующая один из способов подвески светильника String Light, спроектированного для компании Flos.

Эскизная модель, иллюстрирующая один из способов подвески светильника String Light, спроектированного для компании Flos.

Созданные им вещи нередко оказываются в музеях на правах произведений современного искусства, но при этом сам он хочет быть выше меняющейся арт-моды: “Нет смысла делать объекты, которые устаревают через несколько лет. Я верю в вещи, которые будут прекрасно смотреться и двадцать, и сто лет спустя. Именно поэтому я люблю материалы, которые не стареют, – стекло, металл, камень. А с пластиком стараюсь не работать. Искусство? Да. Современное? Не знаю. Нет какой-то одной художественной эпохи, которая для меня важнее, чем все остальные”.

  • Настенная лампа Mobile Chandelier 10, 2015, Michael Anastassiades.
  • Светильник Happy Together 10 Berries, 2015, Michael Anastassiades.
  • Торшер из коллекции IC Lights (2014), Flos.
  • Позолоченное стальное зеркало Beauty Mirror, 2010, Michael Anastassiades.
  • Настольная лампа Rest, 2015, Michael Anastassiades.
  • Светильник Tube Chandelier, 2006, Michael Anastasiades.
  • Всегда любопытно наблюдать, как Анастасиадис работает с историческим материалом – такое тоже случается. Например, в венском MAK (Музее прикладного искусства), где он выступил дизайнером и отчасти куратором выставки старинной австрийской мебели, азартно играя смыслами: “Мне тогда очень понравился образ маятника: это и отсчет времени, и инструмент гипнотизера – напоминание о психоанализе, – и метроном музыканта, ведь Вена – город великих композиторов”. Или в лондонской греческой церкви Святой Софии, для которой Майкл спроектировал рафинированную минималистскую вариацию на тему традиционного паникадила. “Многие клиенты потом мне предлагали повторить эту вещь, но я отказывался. Потом, правда, увидел ее копии в каком-то отельном баре в Испании. Очень расстроился”.

    Настенная лампа Tube Wall Light, 2006, Michael Anastassiades.

    Настенная лампа Tube Wall Light, 2006, Michael Anastassiades.

    Ассоциации и культурные референции очень важны, признает Майкл, и часто ему приходится отталкиваться от чего-то, что на самом деле было подсмотрено в искусстве. Или же в природе. Возможностей много: иногда у дизайнера с ходу возникает в голове почти готовый образ, иногда приходится начинать с функции, с решения практических задач. Но, настаивает Анастасиадис, это в любом случае только начало. А дальше надо долго и терпеливо удалять из найденной идеи лишнюю информацию, лишние элементы, лишние воспоминания, лишние украшения, снимая слой за слоем до тех самых пор, пока не покажется чистая сущность, предельно простая и потому предельно красивая. “Да, это занимает какое-то время. Но зато и возникает предмет, который уже вне времени”.

  • Сделанная в виде шара для боулинга латунная ваза Ball, 2006, Michael Anastassiades.
  • Бокал для шампанского (2008), Michael Anastassiades.
  • Бокал для вина (2008), Michael Anastassiades.
  • Мраморный табурет Meditation Stools, 2004, Michael Anastassiades.
  • Мраморный табурет Meditation Stools, 2004, Michael Anastassiades.
  • Текст: Сергей Ходнев

    Фото: Hélène Binet; архив пресс-службы
    опубликовано в журнале №10 (144) Октябрь 2015

    Комментарии