Интервью с Миркку Кюллберг, Artek

На "Дни финского дизайна", которые устраивал на прошлой неделе институт "Стрелка", приезжала с лекцией Миркку Кюллберг – директор фирмы Artek, основанной гениальным Алваром Аалто. Мебель этой фирмы есть чуть не в каждом финском доме и, так сказать, вошла в золотой фонд дизайна XX века. После лекции я побеседовал с Миркку Кюллберг о фирме Artek, о том, как у нее складываются отношения с дизайнерами, о том, почему мебель Artek такая дорогая и о блошиных рынках.

Интервью с Миркку Кюллберг, Artek

Artek сотрудничает с несколькими современными дизайнерами и архитекторами – Сигэру Баном, Наото Фукасавой, Харри Коскинненом. Но основа его портфолио – старые модели мебели, которые разрабатывал Алвар Аалто, основатель и первый владелец Artek, в 30-е – 60-е годы, и модели другого великого финна, Илмари Тапиоваары, которые были разработаны в основном в 50-е годы для других производителей – некоторое время назад Artek получил права на воспроизведение этих моделей. 

Я иллюстрирую этот материал фотографиями мебели, которую спроектировали эти два мастера. Но не новых предметов, а старых, успевших пожить, пообноситься и хранящих на своей поверхности восхитительные следы времени. Не все, но многие из этих вещей сейчас производит Artek. Фотографии взяты с сайта lauritz.com, где владельцы старых хороших предметов мебели устраивают аукционы. Проницательный читатель увидит связь между иллюстрациями и содержанием интервью.

Алвар Аалто (Alvar Aalto).

Алвар Аалто (Alvar Aalto).

Вы говорили на лекции, что ваша фирма – это “портфельная компания”. Объясните, пожалуйста, в чем разница между портфельной компанией и дизайнерской компанией.

На самом деле, тут нет никакой разницы. Портфельная компания может быть одновременно и дизайнерской. Особенность Artek – в том, что это как бы шоу одного человека, все спроектировал Алвар Аалто.

Но мы стремимся расширять портфолио, чтобы продавать и другие знаковые коллекции. Мы присоединили к себе коллекцию Илмари Тапиоваары, у нас есть несколько вещей Эро Аарнио, есть Фукасава, Сигэру Бан, работы Харри Коскинена. Таким образом, наше портфолио – книга с несколькими главами, не с одной.

Алвар Аалто (Alvar Aalto). Кресло для санатория в Паймио, модель 41. 1932

Алвар Аалто (Alvar Aalto). Кресло для санатория в Паймио, модель 41. 1932

Как я понимаю, вы не делаете ежегодные коллекции?

Делаем! Мы выпускаем новую коллекцию каждые два-три года. В прошлом году мы показывали светильники Вилле Кокконена, а сейчас мы в процессе создания двух коллекций. Одна – это светильники, а другая, очень интересная, с дизайнером, который пользуется мировой известностью – ее мы запустим в 2014 году.

И что это за дизайнер?

К сожалению, не могу вам назвать имя!

Алвар Аалто (Alvar Aalto). Диван. Модель 43, 1932

Алвар Аалто (Alvar Aalto). Диван. Модель 43, 1932

Как вы выбираете дизайнеров?

Знаете, в этом много химии. Мы не делаем с дизайнерами проекты – для нас это отношения. Мы начали сотрудничать с Сигэру Баном и продолжаем с ним сотрудничать. Мы начали работать с Харри Коскинненом, и мы уже почти замужем за Харри Коскинненом. Если хороший дизайнер нам по душе, мы стараемся узнать, как он работает, узнать, насколько наши производственные возможности сходятся с его методом работы, как наша команда может помочь дизайнеру. Я считаю, что лучшие вещи появляются не сразу, и мы даем дизайнерам ошибаться.

Алвар Аалто (Alvar Aalto). Сервировочный столик для санатория в Паймио. 1932

Алвар Аалто (Alvar Aalto). Сервировочный столик для санатория в Паймио. 1932

Интересно, а как вы влюбились в Фукасаву?

Как? Ну, в своем магазине мы продаем мебель и других коллекций, не только свою, и мы хотели торговать мебелью Maruni, японской компании, с которой он сотрудничает. Мы знали о нем. И хотели просто познакомиться с ним. Мы сами себе не говорили, зачем к нему едем. Просто пришли и сказали: здравствуйте, г-н Наото Фукасава, мы хотели бы поговорить с вами. Мы говорили вообще о жизни, о том, как он провел лето, и вдруг поняли, что это случилось. Мы взяли и поняли: это наш человек, вперед. Почему это произошло… Он так влюблен в свое дело, так влюблен! И он перфекционист. Это здорово.

Алвар Аалто (Alvar Aalto). Стол и стулья, модель 66

Алвар Аалто (Alvar Aalto). Стол и стулья, модель 66

Один редактор нашего журнала недавно был в Хельсинки и зашел в ваш магазин. Говорит, мебель Artek очень дорогая. Что ж она такая дорогая-то?

Дороговизна – вещь относительная. Наша мебель всегда, с самого начала была довольно дорогой, потому что тщательно отбирали березу, из которой ее делали, и делали тоже тщательно, а стоимость труда всегда высока. Но в конечном счете она дешевая, потому что ее жизненный цикл очень долог. Это не консюмеристский продукт. Мы предлагаем вещи, которыми вы будете пользоваться всю жизнь. Это хорошая инвестиция.

  • Алвар Аалто (Alvar Aalto). Стулья, модель 66
  • Алвар Аалто (Alvar Aalto). Стулья, модель 66
  • Это значит, что продукция Artek – не массовая продукция?

    Массовое производство… Знаете, все детали можно произвести одинаковым образом. Но потом их надо собрать, и отделка… самая дорогая вещь – это отделка. А ее необходимо сделать хорошо.

    В Финляндии, должно быть, много старой мебели Artek.

    Да.

    Алвар Аалто (Alvar Aalto). Шезлонг, модель 43. 1937

    Алвар Аалто (Alvar Aalto). Шезлонг, модель 43. 1937

    Интересно, а обычные люди в Финляндии что думают об этой мебели? Они к ней относятся как к произведениям искусства или как к чему-то повседневному?

    Думают, что, да, она повседневная. Еще думают, что она качественная. Обычные люди, у которых по 40-50 лет стоит наша мебель, считают ее практичной. Иностранцы, например, японцы и американцы, ищут 20-30-летние вещи Artek и, думаю, относятся к ним как произведениям искусства. А для нас это – вещи обычные, хорошего качества, простые, разумное решение. Ведь мы рождаемся с ними. Мы окружены ими в детском саду, школе, университете. Я помню, у моей сестры в доме все было только Artek, Marimekko, Vuokko. И я думала: уж мой-то дом будет совсем другой! А закончилось тем, что я работаю в Artek, такие дела!

    Алвар Аалто (Alvar Aalto). Кресло. Модель 401, 1932

    Алвар Аалто (Alvar Aalto). Кресло. Модель 401, 1932

    Мне понравился наш спор о цене и качестве. По-моему, ваше поколение – поколение критиков. Вы размышляете о том, что вы хотите и что вам на самом деле надо. Еще, я думаю, важно иметь перспективу в прошлое, чтобы верить во что-то. Вокруг много информации, много образов. Нам нужно твердое основание, чтобы встать на него. Чтобы знать, откуда мы, куда мы идем, и так далее.

    По-моему, это так хорошо! По-моему, это так правильно! Мои дети покупают одежду в основном на блошиных рынках. Там же мы покупаем для дома все стекло. Оно у нас все старое. Я три года покупала на блошиных рынках стаканы Вирккалы. Старые вещи в доме позволяют видеть культурные слои жизни. Особенно молодым людям это полезно.

  • Алвар Аалто (Alvar Aalto).
  • Алвар Аалто (Alvar Aalto). Табуреты, модель 60. 1934
  • Алвар Аалто (Alvar Aalto). Вешалка

    Алвар Аалто (Alvar Aalto). Вешалка

    Алвар Аалто (Alvar Aalto). Табурет Y61

    Алвар Аалто (Alvar Aalto). Табурет Y61


  • Алвар Аалто (Alvar Aalto). Табурет X600, 1964
  • Алвар Аалто (Alvar Aalto). Табурет X610. 1954
  • Алвар Аалто (Alvar Aalto). Стол X800A, 1954
  • Алвар Аалто (Alvar Aalto). Стол X800A, 1954. Деталь
  • Алвар Аалто (Alvar Aalto). Детский стул

    Алвар Аалто (Alvar Aalto). Детский стул

    Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara). Кресло Crinolette, 1961

    Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara). Кресло Crinolette, 1961

    Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara). Кресло-качалка

    Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara). Кресло-качалка

    Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara). Стул Mademoiselle. 1956

    Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara). Стул Mademoiselle. 1956

    Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara). Стол и стулья Pirkka, 1957

    Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara). Стол и стулья Pirkka, 1957

    Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara). Cтул Pirkka, 1957

    Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara). Cтул Pirkka, 1957

  • Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara). Стулья Fanett, 1955
  • Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara). Стулья Fanett, 1955
  • Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara). Стулья Fanett, 1955
  • Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara). Табуреты Tale, 1952
  • Илмари Тапиоваара (Ilmari Tapiovaara). Табуреты Tale, 1952
  • Комментарии