Антикварные флаконы для духов

Старинные флаконы, бутылочки и баночки из-под духов пахнут большими деньгами – на них объявили охоту коллекционеры.

Парфюмерия как отрасль индустрии зародилась в XVIII веке, но коллекционирование старинной парфюмерной посуды, как ни странно, – один из самых молодых видов собирательства. Причин этого парадокса несколько. В ХХ веке коллекционирование флаконов тормозилось большим количеством качественных подделок из хрусталя и фарфора, заполонивших антикварные рынки 1920–1930-х годов. Другая причина – редкость, хрупкость, “эфемерность” самих объектов коллекционирования. Несмотря на то что за последние двести лет в Америке, Азии и Европе были выпущены миллионы парфюмерных флаконов, из них до нашего времени дошли лишь немногие: большинство людей, использовав духи, флаконы просто выбрасывали. В середине 1990-х французская фирма Coty начала скупать у москвичей старые флаконы своего производства. Акция полностью провалилась. Выяснилось, что массовая парфюмерная продукция прошлых лет – огромная редкость.

Сундучок с флаконами, Европа, начало XIX в., молочное стекло, бронза.

Сундучок с флаконами, Европа, начало XIX в., молочное стекло, бронза.

Русский дух

Русскому парфюмерному стеклу повезло меньше западного. Имена отечественных дизайнеров и художников – создателей флаконов нам практически не известны: как правило, флаконы создавались анонимными сотрудниками стекольных заводов. История сохранила память лишь о самых выдающихся художниках, участвовавших в создании флаконов: известно, например, что к дизайну флаконов прикладывали руку Константин Коровин и Михаил Врубель. На российских флаконах иногда были лишь короткие обозначения владельцев стекольных заводов, да и то далеко не на всей продукции.

Рекламный лист фабрики “А.Ралле и Ко”, 1910-е годы.

Рекламный лист фабрики “А.Ралле и Ко”, 1910-е годы.

Вообще, старинные отечественные флаконы в какой-то момент оказались на грани исчезновения. Крупнейший российский коллекционер антикварных парфюмерных флаконов Вениамин Кожаринов – кстати, автор единственной книги о старинных флаконах “Русская парфюмерия” – рассказывает: “Все флаконы моего “первоначального накопления” были взяты из строительных котлованов и выгребных ям. Это было занятие не для белоручек... Три года подряд я ходил следом за бульдозером по территории дореволюционной московской свалки в районе бывшего Бутырского хутора. Несколько лет в жару и в дождь я проводил раскопки в окрестностях подмосковного Дмитрова, где в 1915–1917-х годах функционировал стекольный завод братьев Грибковых, снабжавший флаконами знаменитые парфюмерные фабрики: Брокара, Ралле, Чепелевицкого, Остроумова. Сегодня коллекционеры всего мира знают о заводе Грибкова, а десять лет назад о нем не было ни слова даже в крупнейших монографиях, посвященных истории стекольного дела в России”. 

  • Флакон в стиле модерн, начало ХХ в.
  • Хрустальный флакон в бронзовом обрамлении, Россия, конец XIX в.
  • Флакон в стиле модерн, начало ХХ в.
  • Флакон в стиле модерн, начало ХХ в.
  • Флакон в стиле модерн, начало ХХ в.
  • Хрустальный флакон в бронзовом обрамлении, Россия, конец XIX в.
  • Действительно, “коллекционеры всего мира” знают теперь не только о заводе Грибкова, но и об упомянутых Кожариновым фабриках. Особенно знаменито имя Генриха Брокара. Французский подданный и потомственный парфюмер создал в 1864-м фабрику, которая начала с производства дефицитного в то время мыла, а к началу ХХ века превратилась в гигантскую парфюмерную империю с многомиллионным годовым оборотом. После революции “Товарищество Брокар и К” переделали в “Новую Зарю”, сумевшую, однако, не растерять великое наследие своего прошлого. Например, популярнейший аромат “Красная Москва” появился еще в 1913 году. Он был создан специально для последней русской царицы и назывался тогда “Любимый букет императрицы”.

    1. Одеколон “Восток”, посвященный первым полетам в космос, 1961 год, фабрика “Новая Заря”. 2. Одеколон, посвященный Олимпиаде-80, фабрика “Новая Заря”.  3. Флакон и коробочка из-под духов

    1. Одеколон “Восток”, посвященный первым полетам в космос, 1961 год, фабрика “Новая Заря”. 2. Одеколон, посвященный Олимпиаде-80, фабрика “Новая Заря”.  3. Флакон и коробочка из-под духов "Ландыш серебристый", СССР, сер. XX в. 4. Духи “Каменный цветок” с футляром, 1960-е годы, фабрика “Новая Заря”. 5. Духи “Красная Москва”, 1950-е годы, фабрика “Новая Заря”. 6. Флакон и упаковка духов "Москвичка", 1960-е годы.


    От гренадеров до кочегаров

    “Писающий гренадер”; фарфоровая дама, из груди которой струится одеколон; медведи, слоны, кораблики, каски воинов; пастуший рожок с настоящим свистком; спеленутый грудной ребенок; флакончики в “грецком орехе” и “Ноевом ковчеге”... Разглядывать парфюмерные флаконы – все равно что налегке путешествовать по всем земным континентам и историческим эпохам. 1880-е годы американская фирма Kodak выпустила новый тип фотоаппарата, которому было суждено стать прообразом большинства современных фотокамер. Вскоре во Франции вышла парфюмерная копия этого аппарата. Объектив этого чудо-прибора стилизован под крышку пудреницы, приемный ролик для пленки – под пенал для губной помады. Симметрично ему, на другом конце “фотоаппарата” помещен миниатюрный пульверизатор.

    Рекламный лист фабрики “А.Ралле и Ко”, Россия, 1910-е годы.

    Рекламный лист фабрики “А.Ралле и Ко”, Россия, 1910-е годы.

    Естественно, каждый коллекционер старинных флаконов выбирает какое-то свое направление – собирать все подряд просто невозможно. Кто-то ищет только маленькие флакончики из-под пробных духов (на их выпуске, кстати, и специализировалась фабрика Грибковых). Другие собирают исключительно фарфоровые флаконы, третьи – только хрустальные. Но каким бы ни было собрание – маленьким или многотысячным – основу его, как правило, составляют предметы эпохи модерна – золотого века парфюмерии.

  • Флакон-ароматник, Северная Африка, середина ХХ в.
  • Флакон, середина XIX в.
  • Парфюмерный флакон, Франция, первая половина ХХ в.
  • Парфюмерный флакон, вторая половина ХХ в., Париж.
  • Флакон, вторая половина ХХ в., Париж.
  • Флакон фабрики Брокара, сделанный на заказ, конец XIX в.
  • Флакон фирмы А. М. Остроумова, нач. ХХ в.
  • Коллекционеры

    Любой коллекционер – будь он жителем Лондона, Парижа или Токио – скажет, что купить старинный флакон всемирно известной французской или английской фирмы в антикварном магазине до сих пор сложно. Поэтому собирателю старинной парфюмерии приходится сталкиваться с блошиными рынками. А значит – с флаконами в плохом состоянии, с флаконами, не имеющими ценности, и просто с подделками. Американка Кристи Майер Лефкович, обладательница более 8000 флаконов, признается, что за годы составления своей коллекции выбросила как минимум 600 флакончиков, купленных когда-то из-за недостатка опыта. “Сами по себе флаконы – не такая уж и редкость. – говорит она. – Настоящая редкость – это флакончик в хорошем состоянии”.

    Флакон и упаковка духов Ta-Wao, дизайнеры Александр Ржевуски и Жюльен Виар, 1923 год.

    Флакон и упаковка духов Ta-Wao, дизайнеры Александр Ржевуски и Жюльен Виар, 1923 год.

    У каждого коллекционера есть свои “любимчики”. У Лефкович – флаконы Рене Лалика, у Кожаринова – брокаровский флакон 1913 года “Шапка Мономаха”: его колпачок изображает коронационную шапку царя Михаила Романова. Для крупных современных коллекционеров флаконов их занятие – не самоцель, а культурологическое исследование. Лефкович – историк: она выпустила книги “Искусство парфюмерии: изучение и коллекционирование флаконов из-под духов” и “Шедевры парфюмерной индустрии”. Бывший посол Португалии в России Жозе Луиш-Гомеш собрал коллекцию старинной русской парфюмерии, изучая российские обычаи. Хрупкие бутылочки могут стать настоящими проводниками по истории стран или человеческих жизней. Недаром Коко Шанель на вопрос, зачем она заставляет свой туалетный столик таким количеством флакончиков – в том числе уже пустых, – ответила: “Они напоминают о моих победах и поражениях, они – царственные бриллианты моей любви. Это единственная в мире посуда, способная творить с памятью настоящие чудеса”.

  • Флакон для духов Mistri, дизайнер Рене Лалик, 1913 год
  • Флакон из-под духов, художник Андре Жолливе, 1920-е годы.
  • Флакон в стиле ар-деко дизайнер Андре Груль сделал для компании d’Orsay.
  • Флакон и упаковка для духов Idylle.
  • Флакон и коробочка духов Ce Soir ou Jamais, дизайнер Жюльен Виар.
  • Флакон для духов Soir Antique, дизайнер Рене Лалик.
  • Текст: Алексей Архипов
    Редакция AD благодарит Музей парфюмерного искусства и Вениамина Кожаринова за предоставленные материалы  

    Фото: БОРИС ГОЛОВЧЕНКО; ATPROFF.RU/TSOY/ABAZA; НИКОЛАЙ ЛЕБЕДЕВ; COURTESY OF COLLECTION OF CHRISTIE MAYER LEFKOWITH
    опубликовано в журнале №3 март 2005

    Комментарии