Гид по Бейруту с Клодом Миссиром

Современный Бейрут — одна из самых динамичных столиц Ближнего Востока. О своих любимых местах ливанской столицы, знаменитых и потайных, рассказывает интерьерный дизайнер Клод Миссир.

Магазин Trunk

Mkhallsiyeh Street, bloc c, Saifi Village

Саифи — старый бейрутский район, полностью уничтоженный во время войны. Теперь его аккуратно отстроили заново в прежнем колониальном стиле, превратив в самый фешенебельный квартал ливанской столицы. Миссир предпочитает одеваться в магазине Trunk, который расположен в центре этого района. “Тут продаются не самые раскрученные бренды, но здешние вещи при этом очень простые и очень чистые по стилю, что мне и нравится, — объясняет дизайнер. — Я ношу только черное или белое без ярких надписей или слишком бросающихся в глаза лейблов”. В интерьере магазина никакого ближневосточного колорита нет и в помине: голый бетон на полу и стенах, на самом видном месте стоит мотороллер Vespa.

На вешалках и стеллажах — одежда марок вроде 3.1 Phillip Lim и Alexander Wang, аксессуары от Tout Simplement и M. Cohen, обувь от 3.1 Phillip Lim и Commоn Projects, косметика для бритья Malin+Goetz. Небольшую часть своей площади магазин делит с соседним рестораном Meat the Fish, где продают и готовят свежие морепродукты и отборное мясо: для жителей Бейрута, знающих толк в хорошей интернациональной кухне, это тоже важная точка на карте.

Музей Сурсока

Greek Orthodox Archbishopric Street, Ashrafieh

Бывшая вилла бейрутского магната Николя Сурсока находится совсем неподалеку от дома, где живет Клод Миссир. Здание виллы, построенное в 1912 году в затейливом венецианско-мавританском стиле (последний писк ливанской архитектурной моды по тем временам), отошло Бейруту после смерти Сурсока в 1952 году. Согласно его завещанию, здание превратилось в музей с пестрой коллекцией из сотен произведений последних двух столетий, среди которых есть и современное ближневосточное искусство, и старинные японские гравюры.

Год назад Музей Сурсока открылся после семилетней реконструкции, в ходе которой его площадь увеличилась почти в пять раз. С улицы, однако, этого расширения и не приметишь. В соответствии с проектом, авторами которого были знаменитый француз Жан-Мишель Вильмотт и местный архитектор Жак Абу-Халед, все новые площади (выставочные залы, конференц-зал, реставрационные мастерские, библиотека и так далее) спрятаны под садом — они уходят в землю на четыре уровня.

“Это расширение сделано фантастически — такое отличное обращение с объемами, так искусно используется дневной свет!” — восхищается Миссир. Основная экспозиция, показывающая развитие ливанской живописи с конца XIX до начала XXI века, дизайнеру кажется не особо убедительной. Подлинные исторические интерьеры, сохранившиеся в нескольких комнатах виллы, притягательнее. Не говоря уже о музейном кафе.

Рестораны Cucina и Metropole

Eden Gardens Building, Ahmad Shawki Street; Karagulla building, 24 Park Avenue

Центр Бейрута активно меняется, и вот неподалеку от нового торгового центра Beirut Souks появился жилой комплекс Eden Gardens. Фасад дома, отделанный полосами черного и ­белого камня, подсказал Миссиру идею оформления ­интерьера итальянского ресторана Cucina, который открылся на первом этаже здания, — здесь тоже преобладает черно-белая гамма. Совсем неподалеку, буквально на соседней улице, находится еще один оформленный Клодом ресторан — Metropole, вариация на тему традиционной парижской ­брассери: времена засилья французских колониалистов в Ливане вспоминают, мягко говоря, без негодования. Как и в случае с Cucina, самая заметная черта интерьера на самом деле подсказана впечатлениями от наружного фасада. Преобладающий в Metropole терракото­во-красный цвет позаимствован у кирпичей, которыми отделано здание. “На мой взгляд, каждый по‑настоящему успешный проект должен быть хорошо вписан в контекст”, — говорит Миссир. В Metropole он советует брать морского волка и салат из ­осьминога, а в Cucina — пиццу Diavola.

Магазин Over The Counter

Le Comptoir, Saint-Antoine Building, 150 Abdel Wahab Al-Inglizi Street

Миссир убежден: в этом магазине дизайнерских предметов интерьера “всегда найдешь что-нибудь интересное и неожиданное”. Хозяйка магазина Рания Абиллама некогда делала карьеру в машиностроительном бизнесе, но потом забросила ее в пользу любимого дела — собирания самобытных дизайнерских вещей и вещиц.

На трех этажах магазина представлена не только продукция знаменитых международных брендов вроде Carl Hansen или Hay, но и более скромных производителей — и даже местных ремесленников. Время от времени хозяйка еще и проводит у себя в магазине занятные темати­ческие выставки.

Отель O Monot

Monot Street, Saifi

Расположенный в восточной части города район Ашрафия, где находится отель O Monot, когда‑то был древнейшим христианским кварталом ­Берита, превратившегося впоследствии в Бейрут. Местонахождение, впрочем, удачно и помимо истории: до центра рукой подать, улица оживленная, кафе и ресторанов вокруг полно. На этом месте стояло офисное здание 1960‑х годов, сильно пострадавшее во время войны и теперь превращенное по воле его владельца Гази аль-Ашкара в бутик-отель (категория, между прочим, для современного Бейрута все еще очень редкая). Интерьеры спроектировал Клод Миссир. Все сорок с лишним номеров и сюитов — типичные примеры минималистской эстетики, которая так близка сердцу дизайнера: “Я хотел сделать что‑то вневременное, — говорит Клод, — очень простое с точки зрения цвета и материалов”. Даже если вы не собираетесь жить в отеле, стоит подняться на его крышу: там есть бассейн и ресторан с дивным видом на город.

Ресторан Le Burgundy

752 Gouraud Street, Saifi Village

Еще одно заведение из квартала Саифи бейрутские фуди уверенно ставят на первое место среди топовых ресторанов города. “Если вы ищете в Бейруте действительно потрясающих гастрономических впечатлений, то ничего лучше не найдете, — настаивает Миссир. — Я и сам люблю сюда ходить. С одной стороны, это ресторан со своим собственным лицом, которое ни с чем не спутаешь, с другой — здесь попросту очень уютно”. Интерьер элегантен на космополитический лад — бетон, светлое дерево и необычайные потолочные светильники, спроектированные дизайн-бюро PSLab: талантливая и ус­пеш­ная компания, придумывающая небанальные осветительные решения для интерьеров по всему миру, тоже прописана именно в Бейруте.

Как легко догадаться по названию ресторана, его хозяин Зиад Муавад обожает бургундские вина. В обширном винном погребе ресторана продукция виноградников Бургундии составляет примерно 80 процентов. Шеф-повар Le Burgundy Юссеф Акики прошел обучение в прославленном парижском L’Atelier Жоэля Робюшона, а также в ресторане De Leest (он находится в голландском городе Вассене), который два года тому назад заработал свою третью мишленовскую звезду. За хумусом, бабаганушем и прочими привычными специалитетами традиционной ливанской кухни приходить сюда, понятное дело, было бы странно. В списке фирменных блюд шефа значатся разной степени невероятности кули­нарные чудеса в духе nouvelle cuisine. Из них посетителям предлагается выбрать, например, карпаччо из японского амберджека — редкой хищной рыбы, обитающей в тропиче­ских морях. Или лягушачьи лапки с шалфеем, черемшой и цветной капустой. Или вот еще — для самых отважных: маленькие птички в глазури из вержуса и сумаха, которых полагается есть целиком.

Metropolitan Art Society

Trabaud Street, Ashrafieh

Одна из главных фигур в арт-мире Бейрута — предприни­матель Тони Саламе. Именно он стоит за Фондом Аишти, ­которому принадлежит круп­нейший бейрутский музей современного искусства в здании, построенном британским архитектором Давидом Аджайе. Но помимо большого музея Саламе также руководит деятельностью галереи Metropolitan Art Society (MAS). Она помещается в совершенно другом здании: это еще один великолепный особняк конца XIX века, стиль которого определяют как “оттоманско-флорентийский” (что бы это ни значило).

В отличие от музея с его большой и пополняющейся коллекцией, MAS ­специа­лизируется на временных выставках, в основном привозных, и сотрудничает для этого с известными галереями: например, с миланской Massimo de Carlo и парижской Kamel Mennour. “Тони невероятно много делает для продвижения современного искусства, — говорит Миссир. — Для ливанцев многих всемирно известных авторов открыл именно он”.

Клуб Le Musichall

Starco Center, Omar Daouk Street

“Здесь нужно побывать обязательно: тут потрясающая ­атмо­сфера”, — говорит Миссир о популярном ночном клубе MusicHall. Концепция проста: группы со всего света выступают по десять минут. Среди недавних гостей — Джейн Биркин и Оливия Руис.

Магазин Orient 499

499, Omar Daouk Street, Hammoud Building, Mina El Hosn

Предметы, которые продаются в этом магазине, посвященном традиционным ремеслам, можно встретить в каждом бейрутском доме. “Для тех, кто хочет купить какой-нибудь не совсем обычный восточный сувенир, здесь обязательно что‑то найдется”, — говорит Миссир.

Магазин, открывшийся уже десять лет назад, сотрудничает прямо или опосредованно с двумя сотнями ремесленников — от медников и ткачей до вышивальщиц и мыловаров. География тоже широкая: не только сам Ливан, но также и Египет, Турция и даже Марокко.

Ресторан Al Jammal

Old Sea Side Road, Batroun

По выходным Миссир часто направляется на собственном катере к небольшой живописной бухте у Батруна — прибрежного городка между Бейрутом и Триполи. Здесь, прямо у моря, находится ресторан Al Jammal, известный и далеко за пределами Ливана. “Это одно из самых красивых мест на всем ливанском побережье”, — ­уверен дизайнер. В здании ресторана когда‑то, примерно столетие назад, размещалась табачная фабрика. В 1981 году изрядно запустевшую постройку преврати­ли в приморскую харчевню, быстро набравшую класс и популярность. Обстановка не самая затейливая — простецкие деревянные и пластиковые стулья (некоторые из них при этом стоят не то что у воды, а буквально в воде: так все-таки хоть чуточку прохладнее), синие скатерти. Несмотря на это, в ресторан регулярно стекается едва ли не все высшее общество Бейрута, чтобы отведать свежей рыбы или домашних специалитетов вроде голубцов с зеленым перцем, лесными орехами и миндалем. На взгляд Миссира, салат из табуле и осьминога тоже ­заслуживает внимания.

Фото: Стефан Жульяр
опубликовано в журнале №10 (155) Октябрь 2016

читайте также

Комментарии