Архитектура Юга России эпохи авангарда

В Ростове-на-Дону вышла масштабная монография российского архитектора Артура Токарева – «Архитектура Юга России эпохи авангарда». В книге впервые собраны и систематизированы архитектурные объекты периода авангарда, разбросанные по Югу России – многие их них до этого издания были неизвестны. 

История этой книги, в первую очередь, вызывает восхищение. На первой странице вы не найдете названия издательства, которое выпустило монографию, потому что инициатором и покровителем этого проекта выступил человек по имени Игорь Бычков. Несколько лет назад он увидел книгу Артура Токарева «Архитектура Ростова-на-Дону первых пятилеток» и предложил ему расширить исследование и изучить архитектуру эпохи авангарда по всему Югу России, включая Ростовскую область, Краснодарский край, Крым и Кавказские Минеральные Воды. 

В сборе информации и исторических визуальных материалов Артуру Токареву помогал московский Музей архитектуры имени Щусева. А издана книга при поддержке Южного федерального университета, где автор работает. Всего было проведено 5 экспедиций – так называют свои исследовательские поездки по южным городам участники команды: автор, издатель и фотограф. 

Среди построек известнейших советских архитекторов – Щусева, братьев Весниных, Гинзбурга – в монографии представлены и безымянные, обнаруженные случайно, но, безусловно, имеющие право на внимание. Одна из таких находок – больница в небольшом городке Краснодарского края Нефтегорске. Автор монографии определяет эту постройку термином исследователя Н. Ю. Васильева «кустарный авангард». Например, опоры каркаса больницы сделаны из труб для нефтяных скважин, а облик здания в целом напоминает не только авангард, но и модерн начала XX века. Эта больница также является примером того, как сложно было иной раз найти достаточное количество информации о постройке, для того чтобы не упустить из виду уникальный объект. 

Помимо неизвестных построек автор обращает внимание на незаслуженно забытые, такие как Круглый дом в Таганроге, который является редким примером здания с круговыми планами. Токарев добился того, чтобы дом приобрел охранный статус: в перспективе он может стать новым символом Таганрога из-за своей уникальной конструкции и необычного внешнего вида. 

Большинство объектов эпохи авангарда находится в плачевном состоянии, и даже охранный статус их не спасает. Некоторых из собранных в этой книге построек уже не существует вовсе, но их присутствие в монографии важно для создания целостной картины. Даже такой общепризнанный памятник авангарда, как Ростовский драматический театр, несмотря на постоянную работу, уже многие годы пребывает в ужасном состоянии, а проводимые реставрации только ухудшают ситуацию. Команда планирует продолжить свое исследование и выпустить еще одну книгу, в которую войдут новые регионы и объекты. 


Ниже мы публикуем 7 объектов из монографии с цитатами, а остальные вы можете рассмотреть в самой книге.


1. Круглый дом в Таганроге (1929–1932)

«В 1920-е гг. на страницах профессиональной прессы появляется множество статей на тему зданий с круглыми планами. Жилой дом "Красный котельщик" в Таганроге – один из редких примеров воплощения этой идеи: в плане он имеет правильную форму круга сравнительно небольших размеров – около 35 м в диаметре. Интересен этот эксперимент и тем, что дом является многоквартирным (в отличие, например, от личного дома К. С. Мельникова в Москве)». 

2. Драматический театр им. М. Горького в Ростове-на-Дону (1930–1935)

«Одна из особенностей проекта Щуко и Гельфрейха – яркий, выразительный архитектурный образ театра с заглубленной глухой центральной частью и вынесенными вперед боковыми остекленными лестничными клетками... 

Так или иначе, но образ действительно сложился настолько яркий, что сразу вывел здание театра за рамки того или иного течения в архитектуре советского авангарда. В этом отношении очень точно выразился в своей статье-рецензии 1936 г. Я. Корнфельд: стиль архитектуры Ростовского театра нельзя охарактеризовать каким-либо архитектурным "-измом". Но ведь Щуко и Гельфрейх и на самом деле не принадлежали ни к одной из основных группировок 20-х (конструктивизм, рационализм)». 

3. Водонапорная башня системы инженера В. Г. Шухова в Краснодаре (1929–1935)

«Водонапорная башня в Краснодаре – редкий пример сохранившегося до наших дней памятника инженерного искусства сетчатой стальной конструкции гиперболоидного типа. На сегодняшний день на территории современной России насчитывается всего 6 башен, построенных по проектам Шухова». 


4. Больница в Нефтегорске (конец 1920-х – начало 1930-х)

«Здание больницы в Нефтегорске сохранилось практически в первозданном виде... Оригинальна и конструкция здания, опоры каркаса которого выполнены (по сведениям из местных источников) из труб для нефтяных скважин, и "стилистика", напоминающая не столько авангард, сколько модерн начала XX в., а скорее вообще не имеющая внятной стилистической адресации». 

5. Отель-санаторий в Сочи (1927–1928)

«А. Щусев получил возможность реализовать один из самых ярких авангардистских проектов в своей карьере по результатам конкурса, опередив А. и Л. Весниных... Решенное на принципах современной архитектуры здание санатория не только функционально, но и крайне выразительно. Художественная выразительность достигается пропорциональной выверенностью, активной пластической разработкой объемов и поверхности фасадов, а также повышенным вниманием к деталям... На сегодняшний день этот памятник федерального значения находится в плачевном состоянии – он заброшен и разграблен». 

6. Жилой Дом Правительства Крымской АССР в Симферополе (середина 1930-х)

«Жилой дом для работников правительства Крымской АССР строился в переходный период от авангарда к историзму, который, по всей видимости, для автора явился не трагедией (как для конструктивистов), а высвобождением собственного профессионального метода от пут идеологии функционализма, а также всеобщей экономии в строительстве начала 30-х. Вероятно, финансирование здесь не имело особых ограничений, учитывая то, для кого дом строился, что давало дополнительную свободу творчества автору. 

По формальным признакам это ар-деко. А по уточняющему мнению Н. Ю. Васильева, хрестоматийный пример советского ар-деко – не буржуазного, но для начальства с буржуазными вкусами, с адаптацией пластики и композиционных решений сразу двух эпох, уровня Ильи Голосова или Даниила Фридмана». 

7. Водная станция «Динамо» в Севастополе (первая треть 1930-х) 


«Здание водной станции "Динамо" выстроено на Никлаевском мысу между бухтами Севастопольской и Южной. Его проектирование (предположительно М. И. Долгополов, А. А. Венсан) и строительство осуществлялись в период расцвета авангарда, и это крупное общественное здание действительно характерный пример современно архитектуры без прямых влияний традиции. При этом оно наделено ярко выраженным образом с аллюзиями на тему корабельных форм». 

Читайте также о первом Путеводителе по модернистской архитектуре Москвы в нашем материале

Текст: Софья Карпенко

Фото: Евгений Денисюк; Михаил Болотов; Николай Костенко; Рустам Бикулов; Николай Васильев; Ольга Осутина; Софья Карпенко

читайте также

Комментарии