Книга «Объекты желания» Адриана Форти

В издательстве студии Артемия Лебедева вышла книга британского историка архитектуры Адриана Форти, посвященная промышленному дизайну. В отличие от других книг о дизайне, здесь рассказывается не о творческом начале, а о том, как общество, технологии и коммерческая составляющая влияют на внешний вид вещей. А вещи затем влияют на нас. 

Адриан Форти преподает на архитектурно-градостроительном факультете Университетского колледжа в Лондоне, выступая там с «сеансами десакрализации» творчества в дизайне. В 2003 году ему была присуждена награда имени сэра Блэка за новаторство в области преподавания дизайна. Книга написана по мотивам одного из его курсов. «Дизайн – не искусство», – заверяет Форти с самого начала. По крайней мере, в нем гораздо меньше чистого творчества, чем мы привыкли думать: «В капиталистическом обществе главной целью процесса производства промышленных товаров (а дизайн часть этого процесса) является получение прибыли. Сколько бы творчества и воображения ни было вложено в разработку дизайна предмета, сделано это не для того, чтобы автор реализовал свои творческие замыслы, а чтобы продать вещь и на этом заработать».

Книга «Объекты желания» Адриана Форти

Книга представляет собой набор не взаимосвязанных между собой эссе, каждое из которых посвящено отдельной теме, а все вместе они показывают довольно целостную картину того, как общество влияет на дизайн, а главное – дизайн на общество. «Те, кто жалуются на воздействие телевидения, прессы, рекламы и беллетристики на наши умы, забывают об аналогичном воздействии дизайна. Дизайн — далеко не нейтральное и безобидное художественное творчество. Благодаря самой природе дизайна его воздействие гораздо более стойкое и продолжительное, нежели эфемерный эффект медиа, – он облекает идеи о том, кто мы такие и как мы должны себя вести, в устойчивые и осязаемые формы».

Книга «Объекты желания» Адриана Форти

Каждое эссе – любопытное историческое исследование жизни и вкусов общества, а также коммерческих процессов и того, как они влияли на предметное окружение. К примеру, из книги можно узнать, что марка «Веджвуд» перешла от сложных прихотливых форм рококо к строгим неоклассическим формам не столько из-за смены вкусов среднего класса (они еще только-только начинали меняться), а потому, что «Веджвуд» решил наладить продажу керамики по каталогам, предлагая покупателям самим выбирать посуду и затем к ней орнамент. Это было гораздо привлекательнее и прибыльнее, чем делать посуду впрок, копя готовые сервизы в лавках. «Чтобы фаянс стал действительно универсальным и пригодным для нанесения любого декора, нужна была посуда простых чистых форм с большими ровными поверхностями. Этим требованиям неоклассические формы удовлетворяли значительно лучше, чем рококо». На первом месте коммерция, а только затем эстетика.

Книга «Объекты желания» Адриана Форти

Форти довольно остроумно отмечает, что дизайн в современном мире играет функцию сродни мифологии. «В качестве примера можно рассмотреть расхожее представление о том, что в наши дни работа в офисе стала дружелюбнее, веселее и разнообразнее и в целом лучше, чем в "прежние времена". И хотя миф внедрялся в умы людей посредством рекламы, журнальных статей и телесериалов, именно дизайн обеспечивает его жизнеспособность и правдоподобие – при помощи ярких цветов и «веселеньких» форм офисных принадлежностей реальность приводится в соответствие с мифом, подстраивается под него».

Книга «Объекты желания» Адриана Форти

Если большинство глав эссе интересны в основном дизайнерам и людям, интересующимся дизайном, то последняя глава о домашнем хозяйстве и бытовой технике, развенчивающая все мифы о нашем предметном окружении и о том, как нами манипулируют (в том числе и с помощью дизайна), понравится всем. «Современная женщина ассоциирует себя скорее с хозяйкой богатого дома, а не с женой в пролетарском семействе. На деле же ситуация выглядит с точностью наоборот: она сама выполняет работу по дому, как и представительницы рабочего сословия, а не перепоручает ее прислуге, что делали женщины среднего класса. Этот гигантский самообман помогает современным домохозяйкам считать то, чем они занимаются, вовсе не работой, а каким-то другим видом деятельности». «В Великобритании к моменту, когда бытовая техника была уже практически в каждой семье, на домашний труд уходило даже больше времени, чем раньше». 

Книга «Объекты желания» Адриана Форти

Так что работа дизайнера – отнюдь не творчество и не самовыражение, а создание «объекта желания», того, что мы непременно должны купить, порой даже вопреки логике и здравому смыслу. Если оглянуться по сторонам, охотно веришь этому убеждению.

Текст: Марина Юшкевич

Фото: Софья Карпенко

читайте также

Комментарии