Почему и как надо подсвечивать искусство в интерьере

Предметы искусства придают интерьеру индивидуальный характер и делают его “живым”. Специалисты салона “Светильники” и дизайнер Лена Краснова объясняют, что необходимо сделать, чтобы они не превратились в безликий и незаметный фон.

“Если вы счастливый обладатель ценного живописного полотна, то не вздумайте хранить свое сокровище на чердаке! Без света или специальной подсветки вы рискуете потерять шедевр. В темном помещении олифа, которой покрывают картины, и свинцовые краски темнеют, а масляные – желтеют. К тому же в темноте размножаются микроорганизмы, которые могут испортить картину, – объясняет Елена. – Свет же не дает полотну потемнеть, а свинцовым краскам и белилам возвращает их первоначальный вид”. Если же на произведения искусства сделан акцент в интерьере, то они обязательно должны быть подсвечены.

Идеальный вариант – определить места для живописи или скульптур еще на этапе проектирования, тогда можно специально установить дополнительные источники света. Без них в темное время суток арт-объекты будут незаметны, сольются с фоном и затеряются в обстановке. Верхний свет заливает пространство равномерно, не делая акцент на каких-то предметах или зонах. Конечно, масштабную скульптуру можно будет разглядеть, но вот драматического эффекта без подсветки она не произведет.

Проект дизайнера Лены Красновой.

Проект дизайнера Лены Красновой.

В жилом пространстве одного направленного освещения недостаточно. Без рассеянного света, равномерно освещающего все помещение, интерьер будет очень контрастным: темным с яркими пятнами. Такая обстановка некомфортна для жизни и вредна для глаз. Подсвечивать только произведения искусства можно в музеях и галереях, где необходимо создать определенную атмосферу, чтобы посетители не отвлекались на посторонние детали интерьера и могли остаться с произведением искусства один на один. “Существует такое понятие, как “контролируемые качества света”. Под ним подразумевается узкий или широкий угол его распространения, интенсивность и цвет. Да-да, у света тоже есть определенный цвет. Он может быть теплым, холодным или нейтральным. Подбирая его, ориентируйтесь на общую цветовую гамму интерьера, оттенок основных источников света, а главное – цветовую палитру самого произведения искусства. Как художник я предлагаю выбирать между нейтральным или теплым светом”, – советует Лена Краснова.

В наши дни для подсветки арт-объектов и живописи используются светодиодные источники света с высоким индексом цветопередачи, определенной цветовой температурой, качественной оптикой (она обеспечивает четкую границу освещения) и разными углами светового потока. Также существуют светильники со специальными дополнительными приспособлениями, дающими световое пятно в форме прямоугольника или квадрата, что позволяет четко подсветить только полотно с рамой. Светодиоды безопасны для произведений искусства, в отличие от лампочек с тепловым излучением, которые не рекомендуется размещать близко к живописи. Мощность источников света зависит от габаритов объекта: чем больше полотно, тем мощнее должен быть светильник.

В музеях, где экспозиция часто меняется, устанавливают прожекторы на треках, которые можно передвигать. Но в жилом пространстве свободных стен, как правило, меньше, а картины перевешивают редко. Поэтому можно использовать встраиваемые светильники типа wallwasher. Их преимущества в том, что они почти незаметны, в отличие от прожекторов, которые стилистически могут не вписываться в интерьер, и заливают большое пространство стены ровным светом. И если вдруг захочется вместо большого полотна повесить диптих или триптих из картин поменьше, менять светильник не понадобится.

Правильно и точно определить расположение светильника в интерьере можно, разработав светотехнический проект. В нем будут учитываться размеры произведения искусства, высота его крепления, цветовая палитра, а также высота потолка в помещении, тип светильника, мощность и оптика. Сейчас существуют удобные поворотные модели для подсветки картин, которые можно настраивать: приближать, отдалять и направлять на полотно под нужным углом.

Со скульптурами и вазами все немного сложнее. Они не плоские, а объемные, и подсветка поможет это передать. Именно игра света и тени подчеркивает фактуру и создает ощущение объема, чтобы объект производил должное впечатление, поэтому одним светильником не обойтись. Оптимальный угол для подсветки скульптур – 30 градусов. Для освещения предмета с трех сторон светильники рекомендуется располагать по кругу на равном расстоянии. Для наибольшего эффекта можно задействовать несколько уровней подсветки: основное освещение, заполняющий и контровый свет. “Не забывайте, что вы не только владелец произведений искусства, но и зритель. Только от вас зависит, как будет проходить встреча с шедевром, насколько она будет приятной и какое впечатление произведет”, – подчеркивает дизайнер.


Читайте также: “Семь советов от Нади Зотовой о том, как подобрать светильник” 


AD PROMOTION

читайте также

Комментарии