Ремесло: стекольная фабрика Moser

“Добро пожаловать в ад!” – такой фразой меня встречают на фабрике Moser в Карловых Варах. Оглядываюсь по сторонам – милое, ладное здание фабрики, чудесная солнечная погода и улыбчивые сотрудники вокруг. Недоумеваю и прохожу в стекольный цех.

Здание фабрики Moser в Карловых Варах было построено в 1893 году

Здание фабрики Moser в Карловых Варах было построено в 1893 году

Тут-то и становится ясно, что имеет в виду мой провожатый. Восемь пышущих жаром печей, в каждой по восемь eмкостей с различной стекломассой, температура зашкаливает. Стеклодувы же себя чувствуют прекрасно и ловко жонглируют трубками для выдувания будущих шедевров. 

Cкульптура Buddy, ручная огранка, дизайнер Рене Рубичек. Всего было выпущено 60 экземпляров.

Cкульптура Buddy, ручная огранка, дизайнер Рене Рубичек. Всего было выпущено 60 экземпляров.

У каждого мастера четыре подмастерья, они ему во всем помогают. Зрелище поистине завораживающее. Всё происходит очень быстро, я только успеваю уворачиваться от движущихся платформ, которые везут алые ­вазы к печам с более низкими ­температурами для ­постепенного охлаждения. 

Мастер укрепляет будущую вазу на стеклодувной трубке.

Мастер укрепляет будущую вазу на стеклодувной трубке.

Времени около десяти утра: сейчас делают только вазы с толстыми стенками. Тонкие, хрупкие бокалы выдували в начале рабочего дня, около шести, когда стекломасса была максимально горячей и податливой. 

Графин из коллекции Splendid, созданной в 1947 году по случаю бракосочетания английской королевы Елизаветы II и герцога Филиппа Эдинбургского

Графин из коллекции Splendid, созданной в 1947 году по случаю бракосочетания английской королевы Елизаветы II и герцога Филиппа Эдинбургского

Загля­дываю в печь – внутри прозрачная “лава”. Переливаясь огненными цветами, она постепенно остывает, становится гуще, и к двум часам дня все работы заканчиваются.

Требуется около 10 лет практики, чтобы стать стеклодувом. Здесь важно чувствовать стекло, иметь талант и недюжинную силу, чтобы удерживать 20-килограммовые вазы на тонкой трубке.

Требуется около 10 лет практики, чтобы стать стеклодувом. Здесь важно чувствовать стекло, иметь талант и недюжинную силу, чтобы удерживать 20-килограммовые вазы на тонкой трубке.

Мастера ловко выдувают вазу за вазой, игриво мне подмигивают и даже успевают выпить пива в перерывах! Стеклодувы – единственные сотрудники фабрики, которым официально разрешается пить пиво за работой, четыре бутылки в день. Это исторически сложившаяся традиция, так было и сто пятьдесят пять лет назад, когда фабрика только открылась.

У каждого стеклодува своя любимая пивная кружка. Те, кто не пьет пиво, пьют лимонад.

У каждого стеклодува своя любимая пивная кружка. Те, кто не пьет пиво, пьют лимонад.

 “Наши методы и технологии традиционны. Меняются материалы, появляются новые инструменты, облегчающие труд наших мастеров, но, как и прежде, стеклодув должен набрать стекломассу на стекольную трубку и затем выдуть изделие. Его невозможно заменить машиной”, — поясняет глава фабрики Антонин Влк.

Чаша  из коллекции Copernicus по дизайну нынешнего арт-директора фабрики Лукаша Ябурека.

Чаша  из коллекции Copernicus по дизайну нынешнего арт-директора фабрики Лукаша Ябурека.

Ваза Gema (при ее изготовлении соединяются два разных стекла в горячем виде)

Ваза Gema (при ее изготовлении соединяются два разных стекла в горячем виде)

После того как хрустальные заготовки остыли, они проходят первый контроль качества. Здесь работают самые невозмутимые и строгие сотрудники, они безжалостно выбрасывают неудачные экземпляры. То и дело слышен звук бьющегося стекла: это очередная ваза не прошла кастинг и отправилась на переплавку. По статистике, всего одна из пяти одинаковых ваз по душе контролеру. Форма должна быть идеальной, стекло однородным, без воздушных пузырьков внутри.

Классическая коллекция Copenhagen, созданная в 1909 году и являющаяся официальным набором Пражского града

Классическая коллекция Copenhagen, созданная в 1909 году и являющаяся официальным набором Пражского града

Стакан из коллекции “Оптик” с эффектом преломления света

Стакан из коллекции “Оптик” с эффектом преломления света

Далее продукция отправляется в цех полировки – это, по всей ­видимости, “чистилище”, догадываюсь я. Тут вазы, бокалы, фужеры освобождают от стеклянных “шапочек”, оставшихся после выдувки, шлифуют, полируют и моют в специальном шампуне, добиваясь кристального блеска и прозрачности. 

Ремесло: стекольная фабрика Moser

Наступает черед огранки и пескоструйной обработки – эта новая технология появилась в 2001 году, раньше для выжигания узоров использовали кислоту. После огранки ваза, весившая 20 кг, становится “пушинкой” – всего 5 кг.

Ремесло: стекольная фабрика Moser
Ваза Comfort, которую гранильщики между собой называют “кеглей”.

Ваза Comfort, которую гранильщики между собой называют “кеглей”.

Кисточки для ручной полировки золота и платины сделаны из полудрагоценных камней – агата и гематита.

Ремесло: стекольная фабрика Moser

Финальная же и самая трудоемкая ступень производства – стекольный “рай”. На этом этапе предметы попадают в искусные руки художников-граверов. 

Ремесло: стекольная фабрика Moser

Бокал для коньяка из коллекции Paula

Бокал для коньяка из коллекции Paula

В арсенале гравировщика более сотни дисков для прочерчивания линий. Они различаются по твердости, толщине и глубине проникновения.

Ремесло: стекольная фабрика Moser
Чаша Aura для букетов в японском стиле

Чаша Aura для букетов в японском стиле

Над некоторыми вазами они работают по несколько месяцев. Райское время течет неторопливо, вокруг мастеров – кадки с пальмами, атмосфера расслабленная и творческая. 

Картина Франсуа Буше “Туалет Венеры”, 1751, служит  образцом для  мастера.

Картина Франсуа Буше “Туалет Венеры”, 1751, служит  образцом для  мастера.

Гравер Владимир Скала работает над вазой Afrodite.

Гравер Владимир Скала работает над вазой Afrodite.

Сорок дней понадобится художнику-граверу, чтобы перенести сюжет картины на хрустальную вазу.

Ремесло: стекольная фабрика Moser

 Шаг за шагом, день за днем на вазах появляются картины по мотивам Пюви де Шаванна, Вильяма Бугро и Франсуа Буше. Гравер Людвиг Мозер, открывший свою скромную мастерскую в середине XIX века, наверняка гордился бы своими последователями.

Ваза Globe

Ваза Globe

Текст: Татьяна Шарапова

Комментарии