Ремесло: фарфоровая фабрика Villeroy & Boch

За свою долгую историю компания Villeroy & Boch имела множество фабрик в самых разных местах: Люксембурге, Дрездене, Торгау и Вроцлаве, но самым важным пунктом был и до сих пор остается городок Метлах на западе Германии. 

Чайники, тарелки и кружки прошли второй обжиг и ждут проверки

Чайники, тарелки и кружки прошли второй обжиг и ждут проверки

Сегодня здесь в здании бывшей фабрики находится головной офис компании, а большая часть производства перенесена в соседний Мерциг — первая мануфактура Villeroy & Boch появилась там в 1879 году. 

Николя-Люк Виллеруа, глава посудного направления компании Villeroy  & Boch

Николя-Люк Виллеруа, глава посудного направления компании Villeroy  & Boch

Но в Метлахе все еще проходит первый этап изготовления посуды из фарфора: здесь производят так назы­ваемый бисквитный, неглазурованный фарфор, который перевозят в Мерциг для доработки и оформления.

Перед глазуровкой на каждый предмет  ставят печать с названием бренда

Перед глазуровкой на каждый предмет  ставят печать с названием бренда

Первым делом “бисквиты” проверяют, отсеивают брак и полируют в огромных баках с алабитовой галькой, а затем покрывают глазурью. Проще всего глазуровать тарелки и плоские блюда: с конвейера, где на них со всех сторон напыляют белую глазурь, они сразу попадают в печь на второй обжиг. 

Покрытые глазурью тарелки идут на второй обжиг, который будет продолжаться шесть часов

Покрытые глазурью тарелки идут на второй обжиг, который будет продолжаться шесть часов

С чашками, кофейниками и другими объемными предметами дело обстоит сложнее: для равномерной обработки как внутри, так и снаружи их закрепляют на станке, который окунает их в чан с глазурью. 

Станок “купает” соусник в чане с глазурью

Станок “купает” соусник в чане с глазурью

Движение станка определяет заранее за­данная программа, зависящая от типа предмета.

Стеллажи с образцами изделий для идентификации и сравнения

Стеллажи с образцами изделий для идентификации и сравнения

Фабрика гордится тем, что после каждого этапа производства посуда проходит проверку: например, после ­глазуровки сотрудница отдела контроля рассматривает, ровно ли легла глазурь, и если находит погрешности, возвращает изделие на доработку. 

Мастерица из цеха оформления тщательно расправляет деколь на тарелке из коллекции French Garden Fleurence

Мастерица из цеха оформления тщательно расправляет деколь на тарелке из коллекции French Garden Fleurence

Любая царапина, пятнышко или пузырь расценивается как брак, не говоря уже о трещинах, которые определяют традиционным способом — постукива­нием карандашом.

Готовое блюдо отправляется на третий, последний обжиг

Готовое блюдо отправляется на третий, последний обжиг

Посуда, прошедшая контроль качества, отправля­ет­ся в декораторский цех. Для оформления в одну краску используются станки, которые “пропечатывают” на чашках и тарелках определенный узор. 

На этой тарелке тести­ровали деколи с узорами из разных коллекций Villeroy & Boch

На этой тарелке тести­ровали деколи с узорами из разных коллекций Villeroy & Boch

Большинст­во разно­цветных сервизов Villeroy & Boch декорируют­ся в тех­нике деколь: рисунок “переводится” на фарфор с бумажной основы и закрепляется обжигом. Процесс напоминает наклеивание знакомых с детства перевод­ных картинок, но здесь всё гораздо серьезнее — рабо­та в декораторском цехе требует терпения и внимательности. Мелкие детали раскрашиваются вручную: например, фигурные цветы на сервизах Wildrose и Vieux Luxembourg или ручки сахарниц, кружек и кувшинов. 

Ремесло: фарфоровая фабрика Villeroy & Boch

Вручную рисуют и ободки на бортиках тарелок, а чтобы линия была четкой, мастери­цы устанавли­вают тарелку на крутящееся колесо. ­После ­окраски посуду обжигают в третий раз, а если декор предполагает использование золо­та, то и в четвертый. При обжиге краска вплавляется в глазурь, уходит под ее тонкий слой, потом хорошо сохраняет цвет и противостоит химичеcкому воздействию.

Чтобы отметить место, где обнаружен брак, его окрашивают краской с розовым пигментом, который исчезнет при повторном обжиге

Чтобы отметить место, где обнаружен брак, его окрашивают краской с розовым пигментом, который исчезнет при повторном обжиге

В начале XIX века, когда фабрика начала производство фарфора, все изделия окрашивались вручную. 

Ремесло: фарфоровая фабрика Villeroy & Boch

Но со време­нем производственный процесс был максимально механизирован: сегодня машины отвечают практически за всё, даже за перемещение предметов от одного станка к другому. Высокая технологичность, отличающая Villeroy & Boch от многих фабрик, позволяет компании сокращать расходы и в результа­те производить фарфор не только красивый, но и доступный.

  • Тарелка из коллекции Samarah Purpur
  • Этажерка из коллекции Samarah  Turquoise
  • Кофейник из коллекции Vieux Luxembourg
  • Текст: Ксения Ощепкова

    Фото: Karsten thormÄhlen; Архив пресс-службы
    опубликовано в журнале №5 (95) май 2011

    Комментарии