Ремесло: ювелирная фабрика Chanel

Сокровищница Chanel оказалась сокрыта не за семью печатями. Тайны ювелирной мастерской Дома раскрывает Анастасия Углик. 

Cлова “высокое ювелирное искусство Chanel” звучат так торжественно, что, отправляясь в мастерскую, где эти чудеса рождаются на свет, готовишься к худшему.

К готическим подземельям, в которых, по много дней не выходя на солнечный свет, трудятся сгорбленные люди, похожие одновременно на средневековых алхимиков и шекспировских шейлоков, хранящих свои страшные тайны. Или на худой конец к ультрасовременному стерильному пространству, по которому ходят инженеры в скафандрах и настраивают суперкомпьютеры.

Шлифовка заготовки может занимать от двух до десяти дней

Ничего подобного на улице Фобур-Пуассоньер нет и в помине. Мы с фотографом даже решаем, что приехали не туда, уж больно мелкобуржуазно и обыденно выглядит район бывших рыбных рынков (poissonnière — по-французски “торговка рыбой”). Но когда нам с фотографом открывает дверь барышня, одетая с ног до головы в Chanel, становится ясно, что адрес правильный, а вот все наши романтические представления нет.

Трехмерный принтер печатает каждую деталь украшения в воске

Во-первых, никто старше сорока лет в мастерской не работает, во‑вторых, художники, шлифовщики и граверы очевидно взбудоражены появлением съемочной группы и с удовольствием позируют и рассказывают. Впрочем, никаких супертехнологий тоже не видно: на компьютерах рисуют лишь 3D-модели, которые потом отпечатываются в воске на трехмерном принтере. 

Трехмерная компьютерная модель делается на основе рисунков. На ней отмечены цветом разные типы камней

Все остальное ручной труд. Кредо Chanel — не показывать лиц и не называть имен исполнителей, как будто все, что делается в Доме, до сих пор курирует великая мадемуазель, но на самом деле царь и бог здесь Жорж Амера — технический директор ювелирного подразделения. Он отбирает камни, он утверждает модели, ему на суд приносят готовый продукт.

 

Технический директор ювелирного подразделения Жорж Амера

Сейчас в мастерской кипит работа над коллекцией для Антикварной биеннале. За время выставки большую часть сделанных для стендов ук­ра­шений распродадут, а вариации на тему самой первой коллекции Bijoux de Diamants, созданной еще в 1932 году, будут пользоваться закон­ной популярностью и сильно после. Форма каждого лепестка браслета Éventail из белого золота с белыми и черными бриллиантами выверена так, чтобы, сложенные вместе, они были подвижны и браслет легко стягивался с руки. Но после отливки всегда остаются неровности, которые приходится устранять вручную до того, как вставят камни. 

Полировка каждого паза для драгоценных камней делается с помощью шелковых нитей разной толщины

Потом наступает время полировки — в этом небольшом цехе работают только девушки: у них пальцы тоньше, да и от монотонной работы они устают меньше. Окончательной сборкой предметов занимаются самые опытные работники мастерской, они оценивают работу всей предыдущей бригады и могут завернуть украшение на доработку. 

Сборщик проверяет, хорошо ли подогнаны все элементы украшения и насколько легко оно сгибается и разгибается

Но последнее слово все равно за господином Амера — он решает, достойно ли дело рук мастерской носить гордое имя Chanel. Обычно он остается полностью доволен. 

Браслет Éventail из коллекции для Антикварной биеннале 2010, белое золото, белые и черные бриллианты, Chanel Joaillerie

Фото: GÉrard UfÉras; архив пресс-службЫ
опубликовано в журнале №12 (91) декабрь-январь 2010/2011

читайте также

Комментарии