Гид по Копенгагену с GamFratesi

Датчанка Стине Гам и итальянец Энрико Фратези, восемь лет назад основавшие в Копенгагене дизайнерскую студию GamFratesi, показали нам свои самые любимые места в столице Дании.


1. Датский музей ­дизайна, Bredgade 68/1260

Куда следует отправиться любителю скандинавского дизайна в Копенгагене? Ответ напрашивается сам собой: конечно же, в Музей дизайна. Именно столь очевидное, но от этого не менее значимое место стало отправной точкой нашего скандинавского тура по Копенгагену. Здание музея было построено в 1757 году, и изначально здесь располагался Датский королевский госпиталь, который уже в те далекие времена первым начал бесплатно принимать горожан. И только в 1926 году, после того как здание переоборудовали и обновили, сюда переехал Музей дизайна. 

Здание Датского музея дизайна — одна из самых интересных построек в стиле рококо в Копенгагене

Здание Датского музея дизайна — одна из самых интересных построек в стиле рококо в Копенгагене

“В этом музее собраны работы наших мэтров: Арне Якобсена, Якоба Енсена и Кааре Клинта, который, кстати, занимался переобустройством здания под музей в 1920-х годах”, — рассказывает Энрико. Кроме постоянной экспозиции, посвященной истории датского промышленного дизайна, в музее представлены работы культовых дизайнеров со всего мира, тут же проводятся выставки, рассказывающие о городском дизайне и прикладном искусстве Скандинавии. “Чтобы прийти в себя после всех этих необъятных коллекций, можно заглянуть во внутренний двор и выпить чашечку кофе в уютном саду музея, – советует Стине. – А потом со свежими силами отправляйтесь в здешний магазин за дизайнерскими подарками и веселыми открытками для друзей”.

Гид по Копенгагену с GamFratesi

2. Королевская ­библиотека Дании, Søren Kierkegaards Plads 1

Самая большая библиотека в Северной Европе занимает два здания, диаметрально противоположных по стилю. Старый корпус из красного кирпича, в котором запросто могли бы учиться северные соратники Гарри Поттера, соединяется стеклянным переходом с современным, построенным четырна­дцать лет назад. “Черный бриллиант” – такое название новый корпус получил за свой внешний вид – облицован стеклом и черным гранитом.

В новом корпусе Королевской библиотеки силы уходят только на умственные задачи, от физических архитекторы избавили посетителей удобными эскалаторами

В новом корпусе Королевской библиотеки силы уходят только на умственные задачи, от физических архитекторы избавили посетителей удобными эскалаторами

“Тот, кто планирует посещать библио­теку регулярно в течение трех месяцев, может забронировать какой-то определенный стол. Я же люблю просто пройтись по залам и полюбоваться видами, открывающимися из стеклянного атриума. Вы только посмотрите, здесь возникает полное ощущение, что волны гавани плещутся прямо у порога здания”, – восхищается Энрико.

Идиллический вид из атриума библиотеки

Идиллический вид из атриума библиотеки

3. Ресторан Geist, Kongens Nytorv 8

Ресторан открыла молодая команда любителей оригинальной кухни, девиз которой “Мы используем только натуральные продукты, и наш энтузиазм не иссякаем”. Если вы ищете идеальное место для ужина в Копенгагене, можете быть уверены: ресторан Geist вас не подведет. Приглушенный свет, спокойная музыка и сдержанный интерьер помогут расслабиться и настроить все свои ­рецепторы на гастрономическое приключение.

Свободные столики в ресторане Geist — большая редкость

Свободные столики в ресторане Geist — большая редкость

В меню ресторана не слишком много блюд, но каждое из них настолько заманчиво, что процесс выбора может затянуться надолго. “Советую попробовать тюрбо с равиоли из фенхеля или тартар из норвежского лобстера с йогуртом и томатами. А на десерт обязательно возьмите воздушное-воздушное-воздушное тирамису, в названии не зря три раза повторяется главное его свойство. А впрочем, к черту советы! Выбирайте всё, что вам понравится, и наслаждайтесь!” – заявляет Энрико. Удивят здесь не только смелые сочетания продуктов, современные способы их приготовления, но и высокохудожественная подача блюд. Так что к вкусовым удовольствиям прибавляются еще и зрительные. Главное, позаботиться о столике заранее и забронировать его за несколько дней до планируемой встречи с современной датской кухней. Сделать это можно на сайте ресторана за считаные секунды.

Если вы любите музыку погромче, смело располагайтесь у барной стойки, заодно вы сможете понаблюдать за поварами ресторана Geist

Если вы любите музыку погромче, смело располагайтесь у барной стойки, заодно вы сможете понаблюдать за поварами ресторана Geist

4. Шоу-рум Gubi, Frihavnen Klubiensvej 7–9/Pakhus 53

Основанная в 1967 году молодым тогда дизайнером Губи Олсеном и его женой компания Gubi занималась производством мебели и обивочной ткани. Всё шло своим чередом, вполне успешно, но без каких-либо фантастических взлетов и достижений, пока в 2001 году делами компании не занялись дети основателей, братья Якоб и Себастиан Губи. 

Простой и лаконичный интерьер шоу-рума не отвлекает посетителей от главного — предметов дизайна

Простой и лаконичный интерьер шоу-рума не отвлекает посетителей от главного — предметов дизайна

Сейчас под маркой Gubi перевыпускаются культовые дизайнерские вещи, такие как перфорированный светильник Pedrera Барбы Корсини, зеркало в стиле ар-деко по дизайну Жака Адне, ну и, конечно, стулья, созданные основателем марки Губи Олсеном. 

Лампы Pedrera названы в честь одноименного дома, построенного Антонио Гауди в Барселоне. Их придумал архитектор Барба Корсини в 1955 году, когда занимался обновлением интерьеров “Ла-Педреры”

Лампы Pedrera названы в честь одноименного дома, построенного Антонио Гауди в Барселоне. Их придумал архитектор Барба Корсини в 1955 году, когда занимался обновлением интерьеров “Ла-Педреры”

Стать частью экспозиции просторного шоу-рума могут не только работы мировых звезд, но и творения начинающих дизайнеров. Главное, чтобы они соответствовали строгим критериям отбора: у вещи должен быть ярко выраженный стиль, она должна быть функцио­нальной и иметь интересную историю создания. 

Стул Nagasaki культового дизайнера 1950-х Матье Матего

Стул Nagasaki культового дизайнера 1950-х Матье Матего

Нашим гидам по Копенгагену повезло: Якоб Губи заметил их на нью-йоркской выставке в 2006 году, и сейчас игривое кресло Masculo по дизайну дуэта GamFratesi занимает почетное место ­среди предметов, выпускаемых Gubi. Офис марки находится рядом с шоу-румом, благо бывший портовый склад площадью две тысячи квадратных метров это позволяет.

Энрико и Стине позируют на пуфе по дизайну Губи Олсена, а кресло справа — результат их собственной работы

Энрико и Стине позируют на пуфе по дизайну Губи Олсена, а кресло справа — результат их собственной работы

5. Театральный дом, Sankt Annæ Plads 36

“Это здание построили наши любимые архитекторы из бюро Lundgaard & Tranberg. Они даже стали обладателями престижной британской премии RIBA в 2008 году за постройку этого Театрального дома”, – рассказывает Энрико о следующем пункте нашей скандинавской прогулки. Хотя здание и выполнено из темных материалов, оно не кажется тяжеловесным и громоздким, напротив, за счет прозрачных стеклянных фасадов создается ощущение невесомости и легкости. “Для внутренней отделки архитекторы использовали традиционный черный датский кирпич, а полы покрыли крашенным в черный цвет деревом. Нам такое сочетание по душе. Вы, наверное, уже догадались, как мы любим этот цвет”, – смеется Стине. 

Светильники в Театральном доме выполнены в виде свисающих с потолка металлических трубочек

Светильники в Театральном доме выполнены в виде свисающих с потолка металлических трубочек

В черном-черном театре выступают артисты драматической труппы. У Королевского театра Дании три сцены: драматическая, балетная и оперная, ­каждая из которых расположена в отдельном здании. Новое футуристическое здание оперы находится на другой стороне гавани, практически напротив Театрального дома, а в историческом здании театра на Новой королевской площади сейчас выступает балетная труппа. “Театральный дом отличается от остальных площадок тем, что стал одним из самых любимых мест отдыха копенгагенцев”, – продолжает Стине. Летом на деревянной террасе ­театра стоят столики, и люди наслаждаются теплой погодой за чашечкой кофе. Если же на улице прохладно, всегда можно посидеть в кафе внутри: северный ветер до вас не доберется, а вот вид на гавань останется таким же потрясающим благодаря стеклянным стенам.

У Театрального дома есть собственный пирс, так что доехать сюда можно и на личном плавсредстве

У Театрального дома есть собственный пирс, так что доехать сюда можно и на личном плавсредстве

6. Магазин Bang & Olufsen, Kongens Nytorv 26

Магазин одной из самых известных датских компаний расположен в историческом центре Копенгагена, рядом с главной площадью города. Пройти мимо него у вас точно не получится, да и не нужно. 

Гид по Копенгагену с GamFratesi

Обязательно загляните внутрь, консультанты марки не без помощи современных технологий помогут изменить реальность в считаные секунды. В специальной комнате все желающие могут присесть на удобные диваны, надеть 3D-очки и отправиться в подводное путешествие или, например, почувствовать себя космическим туристом.

Энрико и Стине для тестирования 3D-кинотеатра выбрали фильм про подводный мир

Энрико и Стине для тестирования 3D-кинотеатра выбрали фильм про подводный мир

В этом райском месте для кино- и меломанов можно не только протестировать абсолютно все аудио- и видеоновинки, но и прикоснуться к прекрасному в прямом смысле слова. Все предметы марки отличает настоящий скандинавcкий дизайн с его трепетным отношением ко всякой детали. В погоне за техническим совершенством Bang & Olufsen не забывает о внешней красоте предметов. “Форма диктуется чувствами – такой концепции следует бренд. Нам кажется, что это очень верная формулировка успешного, качественного и, главное, честного дизайна”, – говорит Стине.

Стильные колонки BeoPlay 8 можно как повесить на стену, так и установить на горизонтальной поверхности

Стильные колонки BeoPlay 8 можно как повесить на стену, так и установить на горизонтальной поверхности

7. Галерея MARTIN ASBÆK, Bredgade 23

Все самые модные выставки проходят именно в этой галерее современного искусства. “Мы были в восторге от фотовыставки Disappearing into the Past Астрид Крузе Енсен. Снятые камерой-обскурой фотографии своими цветами и сюжетами напомнили нам лирическую живопись датских художников”, – делится впечатлениями Энрико.

Все фотографии из серии Disappearing into the Past Астрид Крузе Енсен сделала камерой-обскурой, которая, по сути, является коробкой с объективом-дырочкой

Все фотографии из серии Disappearing into the Past Астрид Крузе Енсен сделала камерой-обскурой, которая, по сути, является коробкой с объективом-дырочкой

Тридцать лет, начиная с 1975 года, Якоб и Патрисия Асбек выставляли в Копенгагене современных художников, скульпторов и фотографов. Их сын Мартин решил продолжить семейное дело и в 2005 году открыл собственную галерею Martin Asbæk на улице Бредгаде по соседству с Датским музеем дизайна. 

В галерее Martin Asbæk стоит обратить внимание не только на предметы искусства, но и на оригинальную лепнину на потолках

В галерее Martin Asbæk стоит обратить внимание не только на предметы искусства, но и на оригинальную лепнину на потолках

Мартин, так же как и его родители, имеет столь важное для галериста чутье на молодые таланты. Если к началу выставки в его галерее художник может позиционироваться как “известный в узких кругах”, то к финалу экспозиции про него, скорее всего, уже напишут во всех местных газетах и журналах, а большинство работ будет распродано. В Martin Asbæk вы всегда можете рассчитывать на актуальное, иногда провокационное, но всегда искреннее и вдумчивое искусство. 

Астрид Крузе Енсен, фоторабота Disappearing into the Past #52, 2010–2012

Астрид Крузе Енсен, фоторабота Disappearing into the Past #52, 2010–2012

“О том, каким был город и его жители в прошлом, вы сможете узнать, посетив Датскую национальную галерею или Национальный музей Дании, а вот как живут наши современники, что их волнует и каким они видят будущее, можно понять уже сейчас, в лучшей галерее современного искусства в городе. И я нисколько не преувеличиваю, а лишь хочу, чтобы вы обязательно познакомились с работами наших художников”, – советует Стине.

Астрид Крузе Енсен, фоторабота Disappearing into the Past #37, 2010–2012

Астрид Крузе Енсен, фоторабота Disappearing into the Past #37, 2010–2012

Фото: Egon Gade; Astrid Kruse Jensen, courtesy martin Asbæk Gallery
опубликовано в журнале №9 (121) СЕНТЯБРЬ 2013

Комментарии