Ремесло: фарфоровая фабрика Lladró

Фабричный комплекс Lladró в местечке Тавернес-Бланкес напоминает образцовый пионерлагерь. За широкими воротами, у которых дежурит дружелюбный охранник, виднеются бассейн и баскетбольная площадка. На заднем плане – газон с бе­седкой, а по бокам тянутся светлые бетонные корпуса. 

Мастер за сборкой фигуры Дон Кихота. Чтобы придать фарфоровой коже ровный цвет, открытые части “тела” делаются из тонированного фарфора

Мастер за сборкой фигуры Дон Кихота. Чтобы придать фарфоровой коже ровный цвет, открытые части “тела” делаются из тонированного фарфора

Тиши­на, как во время тихого часа. Хотя на градуснике под тридцать пять, а на часах время сиесты, желающих освежиться в водоеме не видать. Сопровождающий меня менеджер поясняет, что в августе, когда фабрика уйдет на каникулы и ее территорию откроют для всех желающих, бассейн оккупируют ребятишки из соседних домов. В остальное время года сюда пускают по предварительной договоренности. Но приезжают в Тавернес-Бланкес все-таки не купаться, а посмотреть на производство – Lladró тайны из него не делает.

Формы для отливки фарфоровых деталей используются не более 25 раз, после чего нуждаются в замене

Формы для отливки фарфоровых деталей используются не более 25 раз, после чего нуждаются в замене

Ожидая, пока сотрудники вернутся с обеда в цеха, я гуляю по музею, где выставлен чуть ли не полный ассортимент марки. Среди старейших образцов – грустные Дон Кихоты и балерины в кружевных пачках. Есть и современные раритеты: фарфоровые господа в костюмах и галстуках, которых я приняла за инженеров, оказались мормонскими миссионерами. Делают их для американского рынка.

Судьба фарфоровой фигуры решается в печи. Чаще всего брак проявляется во время обжига

Судьба фарфоровой фигуры решается в печи. Чаще всего брак проявляется во время обжига

Следующая остановка – демонстрационный цех. Здесь всё так же, как на основном производстве, но компактней. За столами сидят исключительно женщины, погруженные в сборку и раскраску статуэток. Гид сообщает, что это типично – мужские пальцы не подходят для мелкой работы, сильный пол занят на отливке и обжиге. Как раз в эту минуту крепко сбитый парень подхватывает свисающий с потолка шланг и начинает заливать жидкий фарфор в гипсовые формы.

Работа над скульптурой “Цветочница”

Работа над скульптурой “Цветочница”

Вообще рождение фигур начинается не в цеху, а в расположенном в глубине территории шатре, где работают художники. Фигуры ваяют из глины, потом они поступают на утверждение худсовета. Фабрика, основан­ная в 1953 году братьями Хуаном, Хосе и Висенте Льядро, остается семейным предприятием, так что все решения принимают их дети и внуки плюс пригла­шенный арт-директор. Сейчас этот пост занимает дизайнер Хайме Айон.

Создание цветочного букета. Сначала мастерица раскатывает фарфоровые капли, превращая их в лепестки

Создание цветочного букета. Сначала мастерица раскатывает фарфоровые капли, превращая их в лепестки

После заливки детали подсушивают и помещают в закрытую коробку. Главное – поддерживать влажность на определенном уровне: недосушенные детали деформируются при склейке, пересушенные трескаются при обжиге. На сборку статуэтки средней сложности уходит час, вместо клея – жидкий фарфор. Потом фигурку передают художникам. 

Затем один за другим крепит на основу

Затем один за другим крепит на основу

На моих глазах одна из женщин сосредоточенно красит волосы ­фарфоровой девочки в сиреневый цвет, на стойке с уже готовыми фигурками наблюдается не менее странная картина – розовые лягушки, зеленые лебеди и прочие ошибки природы. Настоящий цвет красок проявится только в печи. Изначально они прозрачные, и, чтобы художники не путались и не красили одно и то же место по десять раз, в них добавляют пигменты-маркеры, которые потом без остатка сгорят в печи. 

Так выглядит готовый цветок. Основа, как стебель, позволяет удерживать его в руках

Так выглядит готовый цветок. Основа, как стебель, позволяет удерживать его в руках

Готовые к обжигу фигуры успевают заметно уменьшиться в размерах и на ощупь кажутся абсолютно сухими, но это еще не предел – в печи они усядут еще на пятнадцать-двадцать процентов.

На последнем этапе основа обрезается, а цветок крепится к фигурке

На последнем этапе основа обрезается, а цветок крепится к фигурке

На этом официальная часть экскурсии заканчивается. Туристы расходятся по домам, но меня ведут дальше – в цех, где занимаются так называемым высоким фарфором. Технологии здесь используются те же, но масштаб задач совершенно иной. 

В прозрачные краски добавляют маркер — его оттенок не имеет ничего общего с цветом, который проявится после обжига

В прозрачные краски добавляют маркер — его оттенок не имеет ничего общего с цветом, который проявится после обжига

Фи­гуры сложнее и крупнее, состоят из десятков деталей, некоторые из них приходится обжи­гать по нескольку раз. Счет времени идет не на часы, а на дни. В помещении размером со школьный спортзал работают порядка десяти женщин, одетых в белые халаты и сосредоточенных, как хирурги во время операции. 

Синий логотип Lladró возник в 1970-е, когда фабрика вышла на американский рынок. Тогда же возникла идея покрывать некоторые фигурки глазурью — до этого они были исключительно матовыми

Синий логотип Lladró возник в 1970-е, когда фабрика вышла на американский рынок. Тогда же возникла идея покрывать некоторые фигурки глазурью — до этого они были исключительно матовыми

Одна из мастериц занята росписью китайского льва. Весит эта махина несколько килограммов, при этом разбиться может в любую секунду, без всякой “помо­щи” со стороны – треснет под собственной тяжестью, и делу конец. Для страховки под фигуры подкладывают фарфоровые бруски – некоторые обложены этими подпорками со всех сторон. Но и это еще не гарантия успеха. Того же китайского льва покрывают краской в несколько слоев – в теории при обжиге это даст особый, плавный переход цвета. Но на практике может случиться всё что угодно. Большая часть брака возникает именно в печи, и установить, в чем его причина, зачастую невозможно. Фарфор – капризный материал.

Цех по производству высокого фарфора. Мастерицы действуют с исключительной ловкостью, хотя специального художественного образования почти никто из них не имеет. Обучение проходит уже после поступления на фабрику

Цех по производству высокого фарфора. Мастерицы действуют с исключительной ловкостью, хотя специального художественного образования почти никто из них не имеет. Обучение проходит уже после поступления на фабрику

В отличие от демонстрационного цеха, где каждый занят решением собственной задачи, здесь мастерам приходится объединять усилия. Например, чтобы передви­нуть какую-нибудь фигуру – сделать это можно не иначе как в четыре руки. При этом в помещении стоит неожиданная для женского коллектива тишина. Вот это и есть самое удивительное. 

Фарфоровый конь готов к обжигу

Фарфоровый конь готов к обжигу

Работа у этих женщин такая, что впору оказаться далеко за гранью нервного срыва, а вместо этого – тишь да гладь. Бьющие через край эмоции выра­жает лишь красный дракон, работу над которым они только что закончили.

  • “Моя прекрасная леди” из коллекции Re-Deco
  • “Акробатка” из коллекции New Age Circus
  • “Дракон” из линии “Высокий фарфор”
  • “Ламмасу”  из линии “Высокий фарфор”
  • Ваза из коллекции The Happy Seventies. В прошлом году фабрика решила вернуть в ассортимент фигуры, выпускавшиеся в 1970-е. Форма осталась прежней, расцветка другая. Многие из нынешних красок сорок лет назад еще не существовали
  • “Балерина с розой”, 1957. Основой юбочки послужило настоящее кружево, его залили фарфором и отправили на обжиг. В итоге ткань сгорела, но ажурная сетка осталась
  • Фото: архивы пресс-служб

    Комментарии