Ремесло: стекольная фабрика Alison Berger Glassworks

“Берегись нас, потому что мы родом из Комптона!” – пели в конце 1980-х основоположники гангста-рэпа — группа N.W.A. Здесь, в Комптоне, одном из центров хип-хоп-культуры и самом небезопасном районе Лос-Анджелеса находится стеклодувная мастерская Alison Berger Glassworks. 

Владелица и главный дизайнер ком­пании Alison Berger Glassworks Алисон  Бергер в своей ­мас­терской

Владелица и главный дизайнер ком­пании Alison Berger Glassworks Алисон  Бергер в своей ­мас­терской

В небольшом дворике под навесом пышут жаром несколько печей. “Это самая интересная часть производства, место, где мы экспериментируем и создаем прототипы, – рассказывает владелица и главный дизайнер компании Алисон Бергер. – Отсюда все отправляется в большой цех. Но на этой территории командую не я, а мой помощник Хесус. Он потомственный стеклодув из Гвадалахары”. 

Эскизы ламп, сделанные Алисон Бергер

Эскизы ламп, сделанные Алисон Бергер

Пока Алисон говорит, Хесус заносит в одну из печей трубку со стеклянной массой, быстро поворачивает и достает светящийся сгусток расплавленного стекла. 

Плафон вынимают из керамической печи, температуру в которой контролирует компьютер

Плафон вынимают из керамической печи, температуру в которой контролирует компьютер

Прокатывает его по стальному столу, отрезает кусачками лишнее и проводит бороздку-окружность. Потом перемещает массу в другую печь и, дуя в трубку, придает стеклу нужную форму. 

Инструменты  для резки стеклянной массы

Инструменты  для резки стеклянной массы

После шести-семи (а иногда и двадцати, в зависимости от сложности изделия) подобных операций оранжевая масса превращается в прозрачный плафон. 

Раскаленное стекло придерживают “варежкой” из мокрой бумаги

Раскаленное стекло придерживают “варежкой” из мокрой бумаги

“Наши лампы не такие хрупкие, как промышленные, ведь мы охлаждаем их не за минуты, как на заводе, а медленно, по нескольку дней, – раскрывает один из секретов своего ремесла Алисон. – И это при том, что наша компания производит не единичные предметы, а большие коллекции из сотен светильников”.

Формовка плафонов

Формовка плафонов

Рядом с печами стоит шкаф со старинными аптекарскими склянками. Алисон – страстный коллекционер стекла XVI–XVIII веков. “Я собираю мензурки, утварь викторианской Англии и даже оптические приборы эпохи Возрождения. В мастерской храню лишь малую толику, но не для копирования, а скорее для вдохновения. Я не хочу воспроизводить старину, так как в сфере современного дизайна чувствую себя комфортнее”.

Формовка плафонов

Формовка плафонов

Каждый плафон проверяет не только Хесус, но и Алисон, которая занимается стеклом с пятнадцати лет и мгновенно видит брак. Правда, отсеивают здесь совсем не то, что на других стеклодувных фабриках. 

Формовка плафонов

Формовка плафонов

Частички пепла, застывшие в стекле, маленькие неровности и пузырьки считают не недостатком, а знаком качества изделий Alison Berger Glassworks. Призводство отлажено, поэтому Алисон гораздо более требовательна не в цехе, а в домах своих заказчиков. Зачастую она сама определяет место, где будет висеть ее лампа. 

Алисон Бергер в своем офисе в Западном Голливуде

Алисон Бергер в своем офисе в Западном Голливуде

“Выбираю я долго, но затрачен­ное время окупается в ту минуту, когда клиент взахлеб рассказывает мне о том, как полуденный свет преломляется в моих плафонах”.

На плафонах люстры Scripted выгравированы тексты из дневников Леонардо да Винчи

На плафонах люстры Scripted выгравированы тексты из дневников Леонардо да Винчи

Текст: Анна Пантуева

Фото: Angie West; Kristen Eppley; архив пресс-службы
опубликовано в журнале №7 (86) июль 2010

Комментарии