Ремесло: фарфоровая мануфактура РУПОР

Ольге Хейфиц, руководителю фарфоровой мануфактуры "РУПОР", расположенной на "Красном Октябре", удалось найти дело, которое объединяет ее очень разные интересы – к политической журналистике (в прошлом Ольга – телеведущая) и к искусству. "Политической журналистикой я занималась больше десяти лет, – рассказывает она. – Но с новой властью новости перестали быть новостями, и я решила сменить сферу деятельности: пошла учиться в Суриковку – не зря у меня в роду три поколения художников".

Ольга Хейфиц, руководитель мастерской.

Ольга Хейфиц, руководитель мастерской.

Как совместить искусствоведение и публицистику Ольга поняла на третьем курсе института, когда готовила курсовую работу о фарфоре. "Я открыла книги, углубилась, а когда дошла до агитационного фарфора 1920-х годов, просто обомлела – были три дня счастья, я практически не спала".

Ремесло: фарфоровая мануфактура РУПОР

Дипломная работа Ольги была посвящена послевоенной жанровой пластике, которую она называет публицистикой в фарфоре. Эту традицию, породившую огромную школу и забытую в 1990-е и 2000-е годы, мастерская "РУПОР" пытается возродить. "Я занимаюсь анализом сегодняшнего дня и фиксирую свои наблюдения в фарфоре, словно пишу сюжет для передачи", – говорит Ольга.

Ремесло: фарфоровая мануфактура РУПОР

Создание мастерской оказалось непростым делом: несколько лет Ольга просто изучала технологии производства фарфора в Европе и на российских заводах. Проанализировав российский рынок, Ольга поняла, что мастерская должна быть небольшой – массовое производство в России нерентабельно.

Ремесло: фарфоровая мануфактура РУПОР

Главная сложность, которая ее ожидала, – нехватка квалифицированных мастеров: оказалось, что найти хорошего художника, а тем более гипсомодельщика совсем непросто.

Ремесло: фарфоровая мануфактура РУПОР

Команда мастерской – три живописца, три скульптора, два литейщика, два гипсомодельщика и технологи – подбиралась постепенно, в течение нескольких лет. Не менее основательно Ольга подошла и к выбору сырья. Сначала она пробовала разводить фарфоровую смесь – шликер – на месте, используя разный порошок, но это оказалось не вполне удачно с точки зрения технологии.

Ремесло: фарфоровая мануфактура РУПОР

Выше по качеству оказался готовый шликер, который в мастерскую привозят из Германии – перед использованием его нужно всего лишь размешать. Австралийский каолин, который в него добавляют, по словам Ольги, – самый белый и дает гораздо более чистый цвет, чем европейские аналоги.

Ремесло: фарфоровая мануфактура РУПОР

Чтобы изготовить фарфоровую скульптуру, требуется несколько месяцев. Сначала скульптор рисует набросок или делает скетч из пластилина. Когда идея утверждена, он начинает работать над моделью – для ее создания также используется пластилин. Скульптор должен уметь учитывать специфику фарфора, ведь обожженная скульптура усядет и станет на 15–17 % меньше оригинала из пластилина.

Ремесло: фарфоровая мануфактура РУПОР

После этого модель отправляется к гипсомодельщику, который должен сделать ее копию, только из гипса. Затем скульптор отрабатывает на гипсовой модели мелкие детали, которые невозможно было выполнить на пластилине, после чего гипсомодельщик разделяет фигуру на части (голова, руки, ноги и так далее). С каждой из этих деталей льется гипсовая форма.

Ремесло: фарфоровая мануфактура РУПОР

Гипс, из которого изготовлена модель, своей плотностью отличается от того, из которого делают формы. Деталь обмазывают шеллаком, затем заливают гипсом, а из получившегося отпечатка делают формы, которые впоследствии хранятся в архиве и используются для создания предметов из определенной серии.

Ремесло: фарфоровая мануфактура РУПОР

Следующий этап – заливка. Жидкий фарфор – шликер – заливают в формы и ненадолго оставляют, чтобы стенки вобрали в себя материал. Лишний шликер сливают, снова дают постоять, затем готовую деталь вытаскивают из формы. Детали будущей скульптуры собирают в единое целое, соединяя их шликером, как клеем, и зачищают швы.

Ремесло: фарфоровая мануфактура РУПОР

После этого фигуру обжигают в первый раз, при температуре 900 градусов. Первичный "утильный" обжиг необходим для того, чтобы удалить из черепка оставшуюся влагу и получить довольно прочную основу для дальнейшей работы, в частности глазурования. Далее следует самый ответственный момент – высокотемпературный обжиг "политого", то есть глазурованного изделия (до 1380 градусов).

Ремесло: фарфоровая мануфактура РУПОР

На следующей стадии скульптура попадает к технологу, который покрывает ее глазурью, которая бывает разных цветов. Когда предмет обсох, его можно расписывать. Мастерская начинала с социальных и бытописательных работ – фигурок челночниц с клетчатыми сумками, бизнесменов в малиновых пиджаках, молодежи с мобильными телефонами, тарелок "Ужин олигарха" и "Секира Черномырдина".

Ремесло: фарфоровая мануфактура РУПОР

Жаровая пластика остается визитной карточкой мануфактуры: ее выпуск поддерживают ведущие отечественные искусствоведы, работы находятся в РАХ и в музее "Царицыно".

Ремесло: фарфоровая мануфактура РУПОР

За четыре года существования "РУПОРа" ассортимент расширился и добавились новые серии: это скульптуры, скопированные с советских плюшевых игрушек, фигурки детей – знаков зодиака, тарелки и скульптуры, отсылающие к определенным эпохам и стилям в мировой истории искусства, новогодний фарфор.

Ремесло: фарфоровая мануфактура РУПОР

"Постепенно появляются новые темы и сюжеты, – говорит Ольга. – Каждый из наших мастеров предлагает идеи и вкладывает в работу что-то свое".

Ремесло: фарфоровая мануфактура РУПОР

Текст: Ксения Ощепкова.

Фото: Павел Бурченко

Комментарии