Гид AD по Зальцбургу

Родина Моцарта и знаменитого оперного фестиваля, Зальцбург считается мировой столицей классической музыки. И, несмотря на известный радикализм некоторых местных оперных постановок, все достопримечательности города имеют музыкальную специфику и антикварный уклон. Если их изучить, становится ясно: Зальцбург – не только многочисленные “музеи-квартиры” семейства Моцартов и марципановые конфеты его имени.

Вид на одну из старейших площадей Зальцбурга, Резиденц-плац, c башни епископского дворца — Старой резиденции. Слева — кафедральный собор Зальцбурга. Туристы на эту башню забираются крайне редко, так что  вид это необычный.

1. МУЗЕЙ ЗАЛЬЦБУРГА

Даже в пик туристического сезона в Музее Зальцбурга на удивление пустынно, так что сюда вполне стоит завер­нуть, спасаясь от толкотни на улицах старого города. Заод­­но узнаете о разнице между позднеготи­ческими и раннеготическими алтарями, любовных и поли­тических шашнях зальц­­бургских архиепископов и быте обитавшего на этом месте древнеримского гарнизона.

На башне Старой резиденции  в XVIII веке были установлены куранты. Они до сих пор бьют  три раза в день.

Отдельная достопримечательность – круговая панорама с видом Зальцбурга и окрестностей, изготовленная художником Иоганном Михаэлем Заттлером в 1829 году. В свое время Заттлер ездил с ней по Европе, рекламируя зальц­бургские красоты. А теперь туристам предлагается самостоятельно сравнить Зальцбург начала XIX века с современной натурой. Свежеотреставрированный музей, располагающийся в здании бывшего архиепископского дворца, Старой резиденции, получил кучу специализированных премий. Что понятно: сделать по сути краеведческий музей столь увлекательным (здесь классная концепция, любопыт­ные экспонаты, передовой мультимедийный арсенал и образцовый дизайн) – действительно большая заслуга.

Подробности знаменитой круговой панорамы Зальцбурга, изготовленной в 1829 году, можно рассматривать  в подзорную трубу.

2. МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Здесь можно воочию увидеть, с помощью каких приспособлений рождалась модная нынче музыка времен Ренессанса и барокко. Странные духовые инструменты, заставляющие вспомнить не то древние учебники хирургии, не то фантазии Жюля Верна; невероятный гибрид клавесина и органа; изящные жирафьи шеи басовых виол и теорб – словом, кунсткамера. В которой даже сделаны некоторые уступки тем, кто захочет понять, как звучали все эти диковины.

Экспонаты Музея музыкальных инструментов: пианино в виде лиры, 1820-е, арфа.

Рядом с витринами – мульти­медийные стенды и механические модели, дотошно разъясняющие, как инструменты устроены и как они играли. На почетном месте, конечно, клавир, принадлежавший главному уроженцу Зальцбурга, Вольфгангу Амадею Моцарту. Куда ж без него.

Флейта XIX века и 11-струнная лют­ня XVI века — одна  из старейших в мире.

3. МАГАЗИН CHRISTMAS/EASTER IN SALZBURG

Над одним входом с узенькой Юденгассе написано Christmas in Salzburg, над другим – Easter in Salzburg, но магазин один. Продают здесь, соответственно, в первую очередь елочные украшения и пасхальные яйца.

Никакого китайского ширпотреба, всё настоящее, штучный товар: стеклянные шары ручной работы, яйца (точнее, их пустая скорлупа) – куриные, не пластиковые, так что будьте аккуратнее.

А забыться здесь легко – старорежимные игрушки лов­­ко воскрешают в посетителе дет­ское ощущение настоящего праздника с его тайной и магией. На поверку круг праздников, правда, оказывается шире заявленного: если постараться, можно найти даже специальные яйца для Хеллоуина.

4. ОТЕЛЬ STEIN

Все действительно уважающие себя заведения Зальцбурга хвастаются длинной родословной. Ресторан при монастыре св. Петра оценивает свой возраст в тысячу двести лет, поскольку из летописей ­известно, что Карл Великий по дороге из Рима отобедал в этой обители. Отель Stein помоложе: постоялый двор на его месте зафиксирован лишь с XV века.

В номерах такой древности, конечно, не увидишь, но будьте готовы к тому, что пожитки придется укладывать в антикварный “шкап” в стиле рококо, а при пробуждении вы первым делом будете видеть олимпийских ­богов, нависающих с украшенного барочной лепниной потолка.

Но главный аттракцион “Штайна” – модное кафе на крыше, предлагающее лучшие коктейли в городе и ­эталонный открыточный вид на речку Зальцах и отроги Альп.

5. КАФЕ TOMASELLI

Это сравнительно юное место, всего каких-нибудь триста лет, но тут извиняющее обстоятельство: раньше кофеен просто не было. Последние полтора века кафе принадлежит семье Томазелли. Здесь бывали все культурные герои Зальц­бурга, от Моцарта до Караяна. Теперь строгий взгляд развешанных по стенам портретов XVIII века и чопорную манеру официантов мужественно выдерживают туристы.

А также люди более привычные – заслуженные профессора местного университета и пожилые владелицы антикварных лавок приходят именно сюда, чтобы выпить неизменный Wiener Melange и пролистать прикрепленную по допотопной моде к ­деревянной палке свежую газету.

6. МАГАЗИН KATHOLNIGG

Этот магазинчик существует с начала XIX века – раньше в нем торговали роялями. Сто лет спустя владельцы сделали стратегический выбор, начав продавать грампластинки. Теперь Musikhaus Katholnigg по-прежнему предлагает звукозаписи классической музыки. На витри­нах во время Зальцбургского фестиваля красуются пирамидки из CD и DVD с записями звучащих в этом году опер, но ассортимент магазина хорош в любое время.

Продавцы могут не только поддержать беседу о том, кто из теноров прошлого звучнее выпевал легендарное fa sopracuto, верхнее фа в “Пуританах” Беллини, но и рассказать что-нибудь занятное об оперных звездах. Благо они по традиции именно здесь встречаются с поклонниками и раздают автографы, свидетельством чему “красный угол” с фотопортретами звезд классической музыки, от Джесси Норман до Валерия Гергиева.

7. ПИВОВАРНЯ AUGUSTINER

Когда-то тут был монастырь ордена августинцев, теперь пивоварня с огром­ны­ми гостевыми залами в стиле позднего ар-нуво и большущим биргартеном под сенью каштанов.

Augustiner уважает завсегдатаев: над многими столиками висят  таблички вроде “по вторникам  в 18:30 тут собирается зальцбургское общество филателистов” — прозрачный намек на то, что в указанное время место лучше не занимать.

Половина акций пивоварни принадлежит монахам-бенедиктинцам, ­которые, видимо, строго следят, чтобы всё было по обы­чаям. Берете с полки глиняную кружку, споласкиваете ее в фонтанчике (она и так стерильная, но таков ритуал), отстаиваете очередь в кассу, как в советском гастрономе, и только потом попадаете на раздаточный пункт, где веселый кельнер в считанные секунды наполняет вашу кружку из приятно потемневшего деревянного бочонка.

Поверьте, как бы вы ни относились к этому напитку, здешнее пиво – все равно что “Дом Периньон” среди игристых вин, если не по цене, то по легкости и благородству уж точно.

Текст: Сергей Ходнев

Фото: LUKAS SCHALLER
опубликовано в журнале №12 (102) декабрь-январь 2011/2012

читайте также

Комментарии