Ремесло: мастерская Дениса Милованова

"Мастерская Дениса Милованова" находится на территории заброшенной бывшей ткацкой фабрики в Павловском Посаде. Здесь, в классической промзоне начала XX века, Денис и трое его мастеров рубят, пилят и обтесывают огромные куски старого дуба, а затем вываривают их в масле, превращая в массивную мебель в духе примитивизма.

Ремесло: мастерская Дениса Милованова

По профессии Милованов – столяр-краснодеревщик, но с тех пор, как он окончил художественный лицей, и до первых опытов с деревом прошло более десяти лет. "В лицее нас научили хорошо рисовать – а это я всегда любил, – рассказывает Денис. – Но производственной практики у нас практически не было, поэтому сразу после выпуска я занялся собственным делом".

Денис Милованов в собственной мастерской

Денис Милованов в собственной мастерской

Когда несколько лет назад бизнес прогорел, Денис подумал, что пришла пора делать что-то своими руками. "Однажды я гулял в одном московском парке, и увидел, что рабочие валят старые дубы и отпиливают тяжелые ветки, которые могут упасть на посетителей. Выяснилось, что дерево им совсем не нужно – его собирались пустить на дрова. Я предложил купить несколько кусков дерева, а рабочие отдали мне их даром – так они оказались у меня на даче, где я стал придумывать, что бы такое из них сделать", – рассказывает Денис.

Ремесло: мастерская Дениса Милованова

Не имея опыта работы с деревом, Денис поначалу работал самыми простыми инструментами – топором и пилой. Экспериментальные образцы он складывал на даче в сарае, пока один знакомый не посоветовал ему разослать фотографии в журналы – так стали появляться первые клиенты.

Ремесло: мастерская Дениса Милованова

Вслед за этим подтянулись и поклонники творчества – дизайнер Николай Реутин и продюсер Мария Ларина, которые были готовы променять московскую жизнь на работу подмастерьем в мастерской Дениса. "У меня тогда был другой проект – мы с другом открыли пекарню в одной деревне и жили там целый год, – говорит мастер. – Но в какой-то момент появились серьезные заказчики – британское ландшафтное бюро, которое собиралась использовать мои работы в одном российском проекте. Тогда я понял, что без помощи ребят не справлюсь и мы начали сотрудничать на партнерских условиях и по дружбе, считаем себя сооснователями и партнерами".

Ремесло: мастерская Дениса Милованова

Одна из главных особенностей мебели и объектов Дениса Милованова в том, что они трескаются, несмотря на то, что сделаны из массива дуба. Этот, на первый взгляд, дефект, становится их художественной особенностью. "Когда я только начинал работать с дубом, он часто давал трещины, – рассказывает Денис. – Внешние слои древесины усыхают быстрее внутренних, а когда внутренние усыхают, они уменьшаются в объеме – отсюда и трещины. Помогает масло: оно проникает в структуру дерева и выталкивает воду".

Ремесло: мастерская Дениса Милованова

Сначала Денис пытался решить проблему, вымачивая предметы в масле, а потом узнал о древнерусской технологии варки дуба в льняном или другом растительном масле. "Мы долго экспериментировали с нужной температурой, объемами, сроком закладки и наконец смогли установить нужные параметры".

Ремесло: мастерская Дениса Милованова

Большинство дубов, с которыми работают в мастерской, привозят с Северного Кавказа. У Дениса есть договоренность с лесниками, которые сообщают об упавших дубах (свежесрезанные деревья Денис не использует) – тогда мастерская организует перевозку. "Недавно у нас появился еще один интересный источник материала – при строительстве одной ГЭС – там находят дубы, пролежавшие в воде по 50 лет. У них совершенно другой цвет, и нам не терпится с ними поработать".

Ремесло: мастерская Дениса Милованова

После прибытия в мастерскую стволы очищают от камней и глины. Заранее прорисовывают эскизы, хотя форма будущего объекта часто зависит от свойств конкретного куска дерева. После предмет вырезают, используя бензопилы и стамески. "Небольшой бензопилой может орудовать даже женщина, – говорит Денис. – Но нелегко приходится, когда необходимо перевернуть тяжелые куски дуба, которые весят несколько тонн".

Ремесло: мастерская Дениса Милованова

После окончания работы объекты погружают в огромные чаны с маслом, в которых поддерживают определенную температуру. После нескольких недель их вынимают, просушивают еще пару недель, при необходимости сглаживают неровности шкуркой и стамеской.

Ремесло: мастерская Дениса Милованова

Узоры и орнаменты Денис вырезает по древу прямо бензопилой, а некоторые вещи выставляет на улицу на несколько недель, чтобы они почернели и красиво состарились. Разные части составных предметов крепятся друг к другу с помощью металлических болтов – клей Денис не признает. "Теперь моя мечта – научиться делать по-настоящему масштабные, составные объекты, – говорит он. – С ними можно дать волю фантазии". 

Ремесло: мастерская Дениса Милованова

Текст: Ксения Ощепкова

Фото: Михаил Федоров

Комментарии