Гид по Рио-де-Жанейро с Патрисией Паринежад

Немецкий фотограф иранского происхождения Патрисия Паринежад рассказала AD про самые яркие дизайнерские места Рио-де-Жанейро.

1. Отель Fasano, Av. Vieira Souto 86

Сделанный из стекла, мрамора и тика отель Fasano – работа Филиппа Старка. Здесь есть всё, чтобы укрыться от шума города: терраса с бассейном и шезлонгами, романтический вид на бухту и ресторан Al Mare с богатым выбором бразильских специалитетов.

С террасы отеля Fasano открывается вид на гору Двух братьев.

С террасы отеля Fasano открывается вид на гору Двух братьев.

Оформляя интерьер отеля, дизайнер вдохновлялся эпохой расцвета босановы – серединой прошлого века. Он сделал акцент на естественные материалы и неброские цвета, а мебель выбрал разнородную: это и работы местных дизайнеров 1950-х и 1960-х годов, и предметы, спроектированные самим Старком, и иконы дизайна XX века.

Вид на закат с террасы  бассейна  в отеле Fasano.

Вид на закат с террасы  бассейна  в отеле Fasano.

2. Дом Оскара Нимейера и другие его постройки

Estrada das Canoas 2310

Оскар Рибейру ди Алмейда ди Нимейер Суарис Филью – полное имя знаменитого бразильского архитектора-долгожителя, пионера железобетонной архитектуры и автора огромного количества построек в Рио-де-Жанейро. Начать осмотр работ Нимейера стоит с его собственного дома в Сан-Конраду.

Вилла Casa das Canoas Оскара Нимейера — модернистская утопия из стекла и бетона, спрятанная в буйных бразильских джунглях.

Вилла Casa das Canoas Оскара Нимейера — модернистская утопия из стекла и бетона, спрятанная в буйных бразильских джунглях.

Вилла Casa das Canoas была построена в 1953 году и прослужила резиденцией архитектора до 1964 года, когда он был вынужден покинуть Бразилию из-за установившегося режима военной диктатуры. Создавая проект дома, Нимейер вдохновлялся работами Ле Корбюзье, но его версия модернизма была более мягкой и пластичной – вилла органично вписана в ландшафт, и ее архитектура не противоречит ему. Скальная порода буквально врывается в дом, становясь одновременно его конструктивным элементом и украшением, а смелые очертания соседствуют с модернистской рассудительностью. Сейчас в доме музей.

Библиотека в доме Оскара Нимейера.

Библиотека в доме Оскара Нимейера.

Mirante da Boa Viagem, s/n, Niterói

Другая постройка Нимейера, которую нельзя пропустить, появилась в Рио почти полвека спустя, в 1996 году. Это музей современного искусства в Нитерое – бетонное цилиндрическое сооружение на тонкой ножке со стеклянным поясом, похожее на неопознанный летающий объект.

Музей современного искусства в Нитерое.

Музей современного искусства в Нитерое.

Побывать здесь стоит не только ради коллекции искусства и архитектуры музея, но и ради вида на Рио-де-Жанейро, статую Христа и Сахарную голову, который открывается из панорамного окна музея.

Танцевальная площадка Sambadrom, построенная Нимейером в 1984 году.

Танцевальная площадка Sambadrom, построенная Нимейером в 1984 году.

3. Отель и дизайн-центр Abbey of Design, Rua Saint Roman 301

“Аббатство дизайна”, или AOD, – современное многофункциональное пространство, расположенное на границе двух лучших пляжей города — Ипанемы и Копакабаны.

Двор бывшего аббатства, а сегодня — многофункционального пространства Abbey of Design.

Двор бывшего аббатства, а сегодня — многофункционального пространства Abbey of Design.

Здесь находятся отель, апартаменты для художников, шоу-рум и галерея. Бывший монастырь стал местом встречи местной богемы: кураторы знакомятся здесь с художниками и дизайнерами, коллекционеры находят новые экспонаты, а энтузиасты – инвесторов, креативная молодежь придумывает совместные междисциплинарные проекты.

Офис, где могут работать и общаться гости AOD.

Офис, где могут работать и общаться гости AOD.

Каждый вечер владелец заведения Шафик Беназзуc показывает классические бразильские фильмы, а раз в месяц в воскресенье устраивает традиционное барбекю – чурраско.

Прихожая отеля Abbey of Design. Стулья, Tolix.

Прихожая отеля Abbey of Design. Стулья, Tolix.

Отель Abbey of Design предлагает несколько ярких комнат, оформленных в современном стиле, а у художников и дизайнеров есть возможность снять здесь апартаменты на срок от одного месяца до полугода, чтобы поближе познакомиться с бразильской культурой и реализовать свои проекты.

Одна из комнат отеля AOD.

Одна из комнат отеля AOD.

4. Студия Занини де Занине, Studio Zanini, Rua Pedro Alves 197

“Все свои знания о дизайне я получил от отца”, – говорит Занини де Занине, сын известного бразильского дизайнера Жозе Занини-Калдаса. Занини продолжил дело отца и тоже стал проектировать мебель. В 2003 году он выпустил коллекцию деревянной мебели Contemporary Carpentry, а в 2005-м расширил спектр используемых материалов, добавив пластик, металл и акрил. Предметы, спроектированные Занини, производят такие европейские марки, как Tolix, Poltrona Frau и Slamp. В 2012 году он стал одним из кураторов выставки Brazilian Design: Modern and Contemporary Furniture, которая проводилась в галерее Zeitlos в Берлине и Музее моды и дизайна в Лиссабоне. Посетить студию дизайнера в Рио можно по предварительной договоренности.

Интерьер лофта-студии дизайнера Zanini de Zanine.

Интерьер лофта-студии дизайнера Zanini de Zanine.

5. Институт Морейры-Саллеса, Rua Marquês de São Vicente 476

Институт (культурный центр) Морейры-Саллеса расположен в зеленом районе Рио под названием Гавеа. Он был основан в 1992 году банкиром и предпринимателем Вальтером Морейрой-Саллесом. Задача института – организация и продвижение разнообразных культурных проектов в сфере фотографии, литературы, изобразительного искусства, музыки и кинематографа. После смерти Вальтера его дело продолжили наследники. Модернистская вилла, которую занимает институт, гораздо старше – она была построена в 1951 году архитектором Олаво Редиг-де-Кампосом в качестве частной резиденции для семьи Саллеса. Здесь собран уникальный фотоархив, хранящий восемьсот тысяч снимков бразильских фотографов. Увидеть работы можно в музее, в фотоальбомах и каталогах, а также на многочисленных выставках, которые институт организует как на родине, так и за рубежом. Фотоархив дополняет коллекция отдела иконографии, в которую входят гравюры, рисунки и акварели.

Бассейн в саду института Морейры- Саллеса, разбитом по проекту архитектора Роберто Бурле-Маркса.

Бассейн в саду института Морейры- Саллеса, разбитом по проекту архитектора Роберто Бурле-Маркса.

Отдел музыки имеет в своем распоряжении бразильские музыкальные записи от самых ранних до новейших, а отдел литературы хранит архивы писем, черновиков и изданий самых значительных бразильских писателей. Место примечательно не только своими коллекциями и модернистской архитектурой, но и садом площадью десять тысяч квадратных метров с искусственным озером, разбитым по проекту ландшафтного дизайнера и архитектора Роберто Бурле-Маркса.

Современная скульптура в саду Института Морейры-Саллеса.

Современная скульптура в саду Института Морейры-Саллеса.

6. Магазин Poeira, Rua Dias Ferreira 480

Магазин Poeira (в переводе с португальского – “пыль”) в Леблоне открыла португалка Моника Пенагиан, перебравшаяся из Лиссабона в Рио-де-Жанейро в 2009 году. Она собрала здесь разнородную смесь из мировой дизайнерской классики (например, вещи Flos, Edra, Kartell, Zanotta), винтажной мебели, работ португальских и бразильских дизайнеров, художников и фотографов.

Гид по Рио-де-Жанейро с Патрисией Паринежад

“Я всегда мечтала о таком пространстве, которое поможет выразить мою любовь к Италии, Португалии и Бразилии, – говорит Моника. – Мне нравятся комфортные, непретенциозные интерьеры, цветы, хорошая еда и приятные запахи. Именно это создает уют в доме”. Оформляя свой магазин, Моника не просто расставляла мебель, а создавала определенную атмосферу: ­обстановка в Poeira напоминает декора­ции к яркому и жизнеутверждающему фильму.

Гид по Рио-де-Жанейро с Патрисией Паринежад

В магазине можно купить ­отдельные предметы мебели или заказать целый ­дизайн-проект. Конечно, везти из Бразилии итальянскую классику не имеет смысла, зато к творениям малоизвестных бразильских и португальских мастеров, а также к вещам из коллекции по собственному дизайну Моники стоит присмотреться.

Гид по Рио-де-Жанейро с Патрисией Паринежад

7. Музей изображения и звука, Avenida Atlântica 3432

Затянувшееся строительство на авеню Атлантика, идущей вдоль пляжа Копакабана, вот-вот завершится, и город обогатится еще одной архитектурной достопримечательностью – новым зданием Музея изображения и звука (сам музей существует с 1965 года). Конкурс на здание музея выиграло нью-йоркское бюро Diller Scofidio + Renfro, авторы знаменитого парка High Line.

Строительную площадку Музея изображения и звука окружает разноцветный забор.

Строительную площадку Музея изображения и звука окружает разноцветный забор.

В Рио-де-Жанейро архитекторы тоже поработали с контекстом, интерпретировав в своем проекте пляж Копакабана, горы, прогулочную аллею (кстати, спроектированную все тем же ландшафтным дизайнером Роберто Бурле-Марксом). Здание должно стать смысловым продолжением пляжа – тротуар плавно переходит в галерею, которая зигзагом поднимается по фасаду и ведет внутрь музея. В нем будут располагаться выставочные и лекционные залы, кафе, бары и рестораны, а также открытый кинотеатр на крыше.

Модель будущего Музея изображения и звука, проект Diller Scofidio + Renfro.

Модель будущего Музея изображения и звука, проект Diller Scofidio + Renfro.

8. Студия Сержиу Родригеса, Sergio Rodrigues Design e Móveis, Rua Conde de Irajá 63

Сержиу Родригес – настоящий мэтр бразильского дизайна. В 1950-х годах он основал марку Oca, благодаря которой бразильская мебель стала известна во всем мире. В своих работах Родригес совмещает четкость линий и функциональность модернизма с локальными, типичными для Бразилии материалами: тростником, экзотическими сортами дерева и кожи.

Дизайнер и архитектор Сержиу Родригес.

Дизайнер и архитектор Сержиу Родригес.

Родригес работал вместе с бразильскими дизайнерами Жуакином Тенрейру и Жозе Занини-Калдасом, а Оскар Нимейер заказывал у него мебель, когда проектировал постройки в Бразилиа в 1960-х. Несмотря на почтенный возраст – в этом году дизайнеру исполнится восемьдесят семь лет – Родригес продолжает работать в своей студии в районе Умайта.

Мебель по дизайну Сержиу Родригеса в его шоу-руме.

Мебель по дизайну Сержиу Родригеса в его шоу-руме.

Если повезет, он проведет для вас экскурсию по студии, шоу-руму с экспозицией мебели, созданной в течение полувека, и кафе, расположенному в глубине сада. О встрече лучше договориться заранее.

Сад студии Сержиу Родригеса, прототипы стульев Taja по его дизайну.

Сад студии Сержиу Родригеса, прототипы стульев Taja по его дизайну.

9. Шоу-рум Osklen, Rua Francisco Otaviano 67

Владелец знаменитого бразильского бренда Osklen Оскар Мецават – спортсмен-экстремал, сноубордист, серфер и активный путешественник. “Когда я придумываю одежду, я представляю жизнь как остросюжетный фильм, – говорит Оскар. – Ну а Osklen – это место, где можно приобрести соответствующие костюмы”.

Серфер зашел в Osklen за покупками: до пляжа отсюда три минуты пешком.

Серфер зашел в Osklen за покупками: до пляжа отсюда три минуты пешком.

В коллекции Оскара есть повседневная одежда, а также спортивная и пляжная линии, пользующиеся особой популярностью. В Рио-де-Жанейро у марки тринадцать магазинов, тот, что выбрали мы, посвящен исключительно серфингу. Специализация объясняется соседством с пляжем Арпоадор, лучшим местом для серфа в Рио. Бутик интересен не только коллекцией, но и оформлением, которым занимался сам Оскар.

Деревянный стеллаж в своем шоу-руме Оскар Мецават соорудил собственноручно.

Деревянный стеллаж в своем шоу-руме Оскар Мецават соорудил собственноручно.

Помимо всего прочего он является активным защитником природы и одним из основателей общественной организации Instituto E, среди проектов которой — разработка экологичных тканей. Бережное отношение к экологии заметно и в интерьере бутика Osklen: он оформлен предметами из переработанного пластика и старыми досками для серфинга.

Шоу-рум Osklen. Винтажный плакат из Калифорнии.

Шоу-рум Osklen. Винтажный плакат из Калифорнии.

10. Галереи винтажа MeMo и Mobix, Rua do Lavradio 128–130

В Лапа, одном из самых популярных районов города, расположены самые веселые кафе и бары, блошиные рынки и разнообразные лавки. Блуждая по его улочкам, обязательно стоит зайти в галерею винтажа MеMо (сокращение от Mercado Moderno).

Владелец MеMо Марселу Вашконселуш устроился на своем любимом диване по дизайну Патрисии ­Девис.

Владелец MеMо Марселу Вашконселуш устроился на своем любимом диване по дизайну Патрисии ­Девис.

Полуразрушенный особняк начала XX века, в котором она находится, достался ее владельцу Марселу Вашконселушу случайно в 1990-е. Теперь на фоне кирпичной кладки и старых полов стоит винтажная бразильская мебель 1950–1980-х годов. В соседнем заведении – Mobix – помимо бразильского винтажа выставлены работы современных художников и фотографов.

В палисаднике галереи Mobix винтажный бразильский стул 1950-х годов.

В палисаднике галереи Mobix винтажный бразильский стул 1950-х годов.

Фото: PATRICIA PARINEJAD
опубликовано в журнале №3 (126) МАРТ 2014

Комментарии