Ремесло: мебельная фабрика Kartell

Предприятие Kartell появилось в Италии в 1949 году, основал его Джулио Кастелли. В годы послевоенного дефицита компания, использовавшая новый для тех времен материал, сделала ставку на производство простых бытовых предметов: пластиковых контейнеров и емкостей для хранения.

Этот станок способен выпускать по пять стульев Louis Ghost в минуту.

Этот станок способен выпускать по пять стульев Louis Ghost в минуту.

Мебель, сотрудничество с известными современными дизайнерами и настоящая слава –  всё это случилось позже, в 1988 году, когда управление компанией перешло к Клау­дио Лути, зятю Джулио Кастелли.

Клаудио Лути, президент компании Kartell с 1988 года.

Клаудио Лути, президент компании Kartell с 1988 года.

“Мы стали активно использовать пластмассу вовсе не потому, что предметы из нее получаются дешевле, а потому, что им легче придать самую невероятную форму”, –  объясняет Клаудио. И многих дизайнеров в сотрудничестве с итальянской маркой привлекает именно это. С ней уже успели поработать Филипп Старк, Вико Маджистретти, Жан-Мари Массо, Патриция Уркиола, Ферруччо Лавиани. И это лишь малая часть списка: каждый год десяток современных дизайнеров трудится на Kartell.

Изготовление ящика для мобильного контейнера по дизайну Антонио Читтерио, 1994.

Изготовление ящика для мобильного контейнера по дизайну Антонио Читтерио, 1994.

Мебель из пластика очень быстро стала популярной. Она была яркой, недорогой и легкой. Когда был выпущен стул Dr. Glob, спроектированный Старком, многие не сразу поняли, из чего он сделан.

Пластиковое сиденье стула Dr. No извлекают из формы.

Пластиковое сиденье стула Dr. No извлекают из формы.

Однако цвет не всегда являлся главным критерием народной любви. “Как-то я показал Филиппу прозрачный пластик, разработанный General Motors и использовавшийся в основном в военной промышленности. Он сразу заинтересовался и сказал, что из него можно делать мебель, но только она должна быть максимально простой”, – вспоминает Лути. Так появились на свет “стулья-невидимки” La Marie и Louis Ghost (последний стал настоящим бестселлером).

Сиденья стульев Dr. No (дизайнер Филипп Старк, 1996) готовы к креплению ножек.

Сиденья стульев Dr. No (дизайнер Филипп Старк, 1996) готовы к креплению ножек.

Многие ищут ответ на вопрос, что же первично: изобретение пластмассы или дизайнерские идеи, для воплощения которых требовался новый материал. К сожалению, однозначного ответа не существует.

Стул Louis Ghost (дизайнер Филипп Старк, 2002) отливают целиком.

Стул Louis Ghost (дизайнер Филипп Старк, 2002) отливают целиком.

“Мне часто попадаются предметы, которые лучше было бы отлить из пластмассы. Например, книжная полка Bookworm Рона Арада изначально была изготовлена из стали. Однако именно в нашем исполнении она превратилась в хит продаж!” – гордо заявляет Клаудио Лути.

Линия, где производится стул Mr. Impossible по дизайну Филиппа Старка.

Линия, где производится стул Mr. Impossible по дизайну Филиппа Старка.

Сиденье стула Mr. Impossible (дизайнер Филипп Старк, 2008)  извлекают из формы после отливки.

Сиденье стула Mr. Impossible (дизайнер Филипп Старк, 2008)  извлекают из формы после отливки.

Сиденья стула Mr. Impossible передаются дальше по конвейеру. Следующая операция — крепление ножек.

Сиденья стула Mr. Impossible передаются дальше по конвейеру. Следующая операция — крепление ножек.

Сиденья стула Mr. Impossible транспортируются дальше по конвейеру для крепления ножек.

Сиденья стула Mr. Impossible транспортируются дальше по конвейеру для крепления ножек.

Стулья Mr. Impossible готовы к упаковке.

Стулья Mr. Impossible готовы к упаковке.

В этом году Kartell отмечает сразу три юбилея: во-первых, компании уже шестьдесят пять лет; во-вторых, пятнадцать лет назад открылся музей марки в Милане; в-третьих, иконе дизайна XX века, настольной лампе Bourgie, спроектированной Ферруччо Лавиани, исполнилось десять. Эти три повода стали причиной появления четырнадцати новых светильников – вариаций на тему Bourgie. Их придумали дизайнеры, сотрудничающие с маркой. Кто-то просто украсил знакомую всем пластиковую барочную ножку бижутерией, а кто-то “размножил” ее и превратил в люстру.

  • Настольная лампа Bourgie, дизайнер Ферруччо Лавиани, 2004 год.
  • Филипп Старк украсил основание лампы бижутерией.
  • Кристоф Пийе превратил лампу из прозрачной в угольно-черную.
  • Патрик Жуэн считает, что новое — это хорошо забытое старое. Это он и написал на плафоне.
  • Альберто Меда изменил ножку, и лампа стала немного футуристичной.
  • У дизайн-бюро Front лампа будто расплавилась от нагрева.
  • Людовика и Роберто Паломба сделали “эскиз” лампы из железной проволоки.
  • Пьеро Лиссони повторил лампу, но из рисовой бумаги.
  • Марио Беллини просто решил найти лампам новое применение.
  • Патриция Уркиола трансформировала фрагмент ножки лампы в рожки люстры.
  • Лампа от бюро Nendo —  это перевернутый абрис промежутка между двумя поставленными рядом лампами Bourgie.
  • Текст: Елена Немкова

    Фото: Riccardo del Conte/архив пресс-службы; андрей кузнецов; архив пресс-службы
    опубликовано в журнале №6 (129) ИЮНЬ 2014

    Комментарии