Как оформить: бетон, стекло, дерево, плитка и зеркала

Бетон, стекло, дерево, плитка и зеркала  без них не обходится ни один современный интерьер. Архитекторы Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин прокомментировали проекты, в которых эти материалы использованы нестандартно и с выдумкой.

Владислав Савинкин и Владимир Кузьмин

Досье:

  • Выпускники МАрхИ и руководи­тели архитектурного бюро “Поле-Дизайн”.
  • В 1998-м стали лауреатами Государственной премии России в области литературы и ­искусства в номинации “Дизайн”.
  • В 2008-м оформляли российский павильон на Венецианской архи­тектурной биеннале.
  • Своими кумирами называют Фрэнка Гери и Этторе Соттсасса, в чьих работах есть то, что пропагандируют они сами — синтез архитектуры и искусства. Утверждают, что главный материал для архитектора — это бумага: “Любая работа начинается именно с бумаги”.

Бетон

Материал для сильных духом. Жить в окружении бетона для большинства из нас – все равно что пребывать в состоянии перманентного ремонта. Если бетон не обработать, в доме всегда будут пыль и грязь. Но сегодня эта проблема легко решается: бетон покрывают пропитками и лаками, которые не дают ему крошиться. Так что архитекторы вовсю отказываются от обоев и красок, оставляя бетон в чистом виде на полу, стенах и потолке.

Вилла Гаха на Ибице, архитектор Бруно Реймонд.

Вилла Гаха на Ибице, архитектор Бруно Реймонд.

Работать с бетоном с наскоку нельзя. Это “звучный” материал, который в любом интерьере отвлекает все внимание на себя – благодаря фактуре и цвету, переходящему из палевого в темно-серый. Яркая мебель для бетонных интерьеров не подходит, лучше выбирать что-то нейтральное и однородное по стилю, иначе пространство получится излишне дробным. Опять же может показаться, что стены оставили бетонными потому, что все деньги проекта ушли на покуп­ку обстановки.

Дом в Малибу, архитектор Джон Лаутнер.

Дом в Малибу, архитектор Джон Лаутнер.

Дерево

Материал из разряда вечных. Это касается и его уника­льных свойств, и многовековой истории использования. Ничто другое не требует к себе настолько бережного отношения, как дерево. Архитектор и дизайнер должны понять его структуру, свойства, знать достоинства и недостатки тех или иных пород. Иначе вся красота рисунка древесины будет потеряна.

Дом в Японии.

Дом в Японии.

Нужно стремиться к тому, чтобы дерево выглядело в помещении естественно. Это значит, что если оно выбрано в качестве главного отделочного материала, то интерьеры нужно выстраивать исхо­дя из его цвета, фактуры и качества — не замазывать красивые срезы и годичные кольца краской и не “перебивать” текстуру насыщенным декором.

Дом в пригороде Брюгге.

Дом в пригороде Брюгге.

Деревянный дом – это практически живой организм, который существует по своим собственным законам. С большой осторожностью нужно пользоваться материалами, имитирующими деревянную поверхность, в большинстве случаев это выглядит пошло.

Дом в Гласкогене (Швеция), архитекто­ры Марче Ламмерс и Борис Зейссер.

Дом в Гласкогене (Швеция), архитекто­ры Марче Ламмерс и Борис Зейссер.

Либо можно реши­ться на интерьерную шутку – нарочито ярко расписать фанеру под струганую доску, как это сделал английский дизайнер Ричард Вудс.

Дом в штате Нью-Йорк. Роспись фанерного пола придумана Ричардом Вудсом.

Дом в штате Нью-Йорк. Роспись фанерного пола придумана Ричардом Вудсом.

Стекло

Холодный материал, но, несмотря на это, оно пользуется большой популярностью. Сегодня сложно найти такой интерьер, в котором архитектор не спроектировал бы комнату со стеклянным полом или на худой конец стеклянную лестницу. 

Дом в Ноттинг-Хилле.

Дом в Ноттинг-Хилле.

Эннио Арозио пошел дальше всех и выстроил в Америке полностью стеклянный дом. Его хозяев, скорее всего, не оставляет постоянное ощущение прохлады, зато оно же наверняка заставляет их все время двигаться и что-то делать. Стекло в этом проекте использовано должным образом: оно работает и по горизонтали, и по вертикали.

Дом в США, проект архитектора Эннио Арозио и компании Santambrogiomilano.

Дом в США, проект архитектора Эннио Арозио и компании Santambrogiomilano.

Этот же прием применяется и большинством мебельных фабрик, производящих стеклянную мебель. Они “разбивают” стеклянные поверхности толщинками и соединениями, которые делают предмет более материальным и не дают ему визуально раствориться в пространстве.

Офис издательства Taschen в Лос-Анджелесе, Starck Design и Ateliers Bernard Pictet.

Офис издательства Taschen в Лос-Анджелесе, Starck Design и Ateliers Bernard Pictet.

Другой вариант использования стекла – в декоративных целях. В этом случае его чаще всего делают цветным, например в витражных окнах. Правда, достойных решений такого рода крайне мало, так как цветное стекло часто напоминает пластик.

Дом в Калифорнии, архитектор Эрик Оуэн Мосс.

Дом в Калифорнии, архитектор Эрик Оуэн Мосс.

Плитка

Сегодня используется все более смело. Из ванных комнат и кухонь она перемещается в гостиные и коридоры. Плитка – благодатный материал, который годится и для скромной фоновой отделки, и для ярких декоративных решений.

Кухня дома в Лондоне.

Кухня дома в Лондоне.

Белая или с плотным узором, она создает нужную тональность. Монохромная выглядит невыразительно, зато это отличный фон, на котором мебель и аксессуары покажутся дорогими арт-объектами.

Дом в Италии, ­дизайнер Нанда Виго.

Дом в Италии, ­дизайнер Нанда Виго.

Плитку с густым орнаментом использовать тяжело. Если перебрать с площадью выложенных ею поверхностей, может начать рябить в глазах. Правда, для общественных пространств такой вариант вполне годится, так как на ярком плиточном полу грязи не видно.

Ванная комната в доме в Мехико, архитектор Хавьер Сеносиан Агилар.

Ванная комната в доме в Мехико, архитектор Хавьер Сеносиан Агилар.

Плитку кладут и “гаудианским” способом, то есть из неровных ярких кусков создают мозаичное полотно. Но наиболее выразительно она смотрится на контрасте. Одним из самых удачных примеров является дом в Позитано, оформленный двумя архитекторами – Карлом Пиккерингом и Клаудио Лаццарини. Из плиток 20×20 см они выложили широкую “ленту”, которая тянется по всему дому. Получился эффектный контраст и цвета, и фактур.

Дом в Позитано, архитекторы Карл Пиккеринг и Клаудио Лаццарини.

Дом в Позитано, архитекторы Карл Пиккеринг и Клаудио Лаццарини.

Зеркало

Не самый распространенный отделочный материал. Даже маленькое зеркало может кардинально изменить пространство: искривить, сделать больше. Поэтому использование зеркал всегда очень рискованно.

Дом в штате Нью-Йорк.

Дом в штате Нью-Йорк.

У Нормана Фостера в его проекте Рейхстага этот риск, безусловно, себя полностью оправдал. Несущую и доминирующую конструкцию Фостер выложил зеркалами, так что центральная часть купола кажется мобилем, а у посетителей от бесчисленного количества отражающих поверхностей начинается головокружение.

Купол Рейхстага, архитектор Норман Фостер.

Купол Рейхстага, архитектор Норман Фостер.

В малых пространствах зеркала применяют как уловку. Например, для того чтобы визуально увеличить размеры комнаты. Или ”убрать” стены, как это сделали в столовой миланского дома. Благодаря зеркалам, закрепленным по всему периметру комнаты, стены практически исчезли.

Дом владельцев компании Kartell в Милане, декоратор Роберто Перегалли.

Дом владельцев компании Kartell в Милане, декоратор Роберто Перегалли.

Есть и третий вариант применения зеркал – для отделки мебели. Такие кровати, столы и комоды выглядят очень строго и геометрично. Их необходимо “оживлять” цветными аксессуарами, текстилем, яркой мозаикой.

Туалетная комната в доме в Подмосковье, архитекторы Тимофей и Дмитрий Долгие.

Туалетная комната в доме в Подмосковье, архитекторы Тимофей и Дмитрий Долгие.

Материал подготовила Дарья Котельникова

Фото: Alan Weintraub/Arcaid.co.uk; Inside/East News; werkform; Michael Freeman/Red Cover; inside/east news; michele biancucci/the interior archive; jason schmidt; Mark York/Red Cover; Corbis/Foto S.A; Ray Main/Mainstreamimages.co.uk; Marco Tassinari; Matteo Piazza; Robert Polidory; Дмитрий Попов; Jason Schmidt; FranÇois Halard; Diomedia; Reto Guntly/zapaimages.com; архивы пресс-служб
опубликовано в журнале №7 (86) июль 2010

Комментарии