Ремесло: мебельная фабрика Andrea Fanfani

В городке Джинестра-Фиорентина под Флоренцией на улице с правильным названием – via degli Artigiani (улица Ремесленников) расположена фабрика Andrea Fanfani. 

Слева направо: Роберто, Марко и их отец Андреа Фанфани, владельцы фабрики Andrea Fanfani.

Основатель компании декоратор и резчик по дереву Андреа Фанфани начал свое дело в 1970‑е годы с выпуска небольших предметов мебели. По мере роста производства увеличивались и габариты продукции. Сей­час на фабрике трудится около двадцати ­сотрудников, и они делают все – от стульев до кроватей.

Перед нанесением гипсового раствора поверхность тщательно шлифуется.

Уже у входа в цех я чувствую тяжелый запах гипса. Традиционный процесс золочения и росписи деревянной мебели начинается с него, как театр – с вешалки.

Мастер наносит на предмет мебели гипсовый раствор.

“Для создания арабесок и флористических мотивов важна не только четкость движения мастера, но и мягкость основы, – говорит Марко Фанфани, один из сыновей Андреа. – Именно для этого и нужна грунтовка”.

После высыхания гипс шлифуют наждачной бумагой, чтобы поверхность была идеально ровной и гладкой.

На тщательно ошкуренные мебельные заготовки из дерева наносят жидкую смесь из гипса с клеем. Ей дают высохнуть в течение пары дней, а потом полируют. Таким образом поверхность становится идеально ровной и гладкой, готовой принять любой декор или орнамент. В этом виде полуфабрикаты поступают на второй этаж цеха, где их доводят до ума: покрывают сусальным золотом или расписывают.

Процесс серебрения. Тонкие листочки серебра накладывают на клей и разравнивают ватным тампоном.

Золочение – самый яркий процесс: белая матовая основа начинает сверкать, как металл. Мастер наносит клей и аккуратно расправляет на нем тонкие листочки фольги. После поверхность полируется специальным агатовым зубком.

Покрытая сусальным золотом поверхность полируется агатовым зубком.

Кстати об инструментах. Традиционное ремесло не особенно склонно к нововведениям. Помимо агатовых зубков тут еще используют пунсоны – штампы с резьбой. Металлическое колесико с силой прокатывают по загрунтованной поверхности, и получается тисненый орнамент. Этот способ “печати” узора называют fiorentina.

Пунсон — инструмент для выдавливания орнамента. Пунсоны делают из железа или латуни.

За соседними столами происходит роспись мебели: уверенные движения кистей – и перед нами возникают райские цветочные композиции. 

Для росписи комода мастер использует золотую краску и гуашь.

Заключительный этап – состаривание. Неравномерное затемнение жидким битумом придает рисунку глубину. После осталось покрыть предмет лаком и вернуть на первый этаж, где его упакуют и отправят клиенту.

Все предметы мебели Andrea Fanfani расписаны вручную.

Так выглядят образцы декора и росписи, которые делают на фабрике.

  • Кровать, дерево, кожа, сусальное золото.
  • Консоль, дерево, сусальное золото, мрамор.
  • Диван, дерево, текстиль, сусальное золото.
  • Текст: Елена Карцева

    Фото: Guido clerici; архив пресс-службы
    опубликовано в журнале №11 (134) НОЯБРЬ 2014

    читайте также

    Комментарии