Ремесло: мебельная фабрика Andrea Fanfani

В городке Джинестра-Фиорентина под Флоренцией на улице с правильным названием – via degli Artigiani (улица Ремесленников) расположена фабрика Andrea Fanfani. 

Слева направо: Роберто, Марко и их отец Андреа Фанфани, владельцы фабрики Andrea Fanfani.

Слева направо: Роберто, Марко и их отец Андреа Фанфани, владельцы фабрики Andrea Fanfani.

Основатель компании декоратор и резчик по дереву Андреа Фанфани начал свое дело в 1970‑е годы с выпуска небольших предметов мебели. По мере роста производства увеличивались и габариты продукции. Сей­час на фабрике трудится около двадцати ­сотрудников, и они делают все – от стульев до кроватей.

Перед нанесением гипсового раствора поверхность тщательно шлифуется.

Перед нанесением гипсового раствора поверхность тщательно шлифуется.

Уже у входа в цех я чувствую тяжелый запах гипса. Традиционный процесс золочения и росписи деревянной мебели начинается с него, как театр – с вешалки.

Мастер наносит на предмет мебели гипсовый раствор.

Мастер наносит на предмет мебели гипсовый раствор.

“Для создания арабесок и флористических мотивов важна не только четкость движения мастера, но и мягкость основы, – говорит Марко Фанфани, один из сыновей Андреа. – Именно для этого и нужна грунтовка”.

После высыхания гипс шлифуют наждачной бумагой, чтобы поверхность была идеально ровной и гладкой.

После высыхания гипс шлифуют наждачной бумагой, чтобы поверхность была идеально ровной и гладкой.

На тщательно ошкуренные мебельные заготовки из дерева наносят жидкую смесь из гипса с клеем. Ей дают высохнуть в течение пары дней, а потом полируют. Таким образом поверхность становится идеально ровной и гладкой, готовой принять любой декор или орнамент. В этом виде полуфабрикаты поступают на второй этаж цеха, где их доводят до ума: покрывают сусальным золотом или расписывают.

Процесс серебрения. Тонкие листочки серебра накладывают на клей и разравнивают ватным тампоном.

Процесс серебрения. Тонкие листочки серебра накладывают на клей и разравнивают ватным тампоном.

Золочение – самый яркий процесс: белая матовая основа начинает сверкать, как металл. Мастер наносит клей и аккуратно расправляет на нем тонкие листочки фольги. После поверхность полируется специальным агатовым зубком.

Покрытая сусальным золотом поверхность полируется агатовым зубком.

Покрытая сусальным золотом поверхность полируется агатовым зубком.

Кстати об инструментах. Традиционное ремесло не особенно склонно к нововведениям. Помимо агатовых зубков тут еще используют пунсоны – штампы с резьбой. Металлическое колесико с силой прокатывают по загрунтованной поверхности, и получается тисненый орнамент. Этот способ “печати” узора называют fiorentina.

Пунсон — инструмент для выдавливания орнамента. Пунсоны делают из железа или латуни.

Пунсон — инструмент для выдавливания орнамента. Пунсоны делают из железа или латуни.

За соседними столами происходит роспись мебели: уверенные движения кистей – и перед нами возникают райские цветочные композиции. 

Для росписи комода мастер использует золотую краску и гуашь.

Для росписи комода мастер использует золотую краску и гуашь.

Заключительный этап – состаривание. Неравномерное затемнение жидким битумом придает рисунку глубину. После осталось покрыть предмет лаком и вернуть на первый этаж, где его упакуют и отправят клиенту.

Все предметы мебели Andrea Fanfani расписаны вручную.

Все предметы мебели Andrea Fanfani расписаны вручную.

Так выглядят образцы декора и росписи, которые делают на фабрике.

Так выглядят образцы декора и росписи, которые делают на фабрике.

  • Кровать, дерево, кожа, сусальное золото.
  • Консоль, дерево, сусальное золото, мрамор.
  • Диван, дерево, текстиль, сусальное золото.
  • Текст: Елена Карцева

    Фото: Guido clerici; архив пресс-службы
    опубликовано в журнале №11 (134) НОЯБРЬ 2014

    Комментарии