Ремесло: стеклодувная фабрика Baldi

На фабрике Baldi во Флоренции Елене Карцевой показали, как выдуваются хрустальные вазы и флаконы.

Лука Балди, генеральный директор компании Baldi. Ваза и колонна Efes, малахит, бронза, позолота. Предметы интерьера из камня — отдельное направление в Baldi.

Лука Балди, генеральный директор компании Baldi. Ваза и колонна Efes, малахит, бронза, позолота. Предметы интерьера из камня — отдельное направление в Baldi.

Во внутреннем дворе фабрики Baldi на металлических стеллажах лежат разноцветные стеклянные заготовки разных форм и размеров. “Это наша мастерская: дизайнеры приходят сюда в поисках вдохновения, – говорит владелец марки Лука Балди, увлеченно собирая какую-то конструкцию. – Пока стекло не обработано, его можно спокойно складировать на улице”. 

Склад стеклянных заготовок под открытым небом. Все распределено по цвету.

Склад стеклянных заготовок под открытым небом. Все распределено по цвету.

Желтые, кобальтовые или зеленые будущие вазы или флаконы для духов переливаются под осенним дождем, а тем временем в цехе буквально кипит работа. 

Мастер выдувает стеклянную заготовку. Рядом ведро с водой для охлаждения массы.

Мастер выдувает стеклянную заготовку. Рядом ведро с водой для охлаждения массы.

Накаленная до тысячи градусов печь не выключается даже на ночь. Каждый день в пять утра стеклодувы начинают свою смену. Расплавленные стеклянные капли путешествуют на конце металлической трубки из печи в воду для охлаждения, затем с новым слоем сырья – ­обратно в печь. И так до тех пор, пока они не станут необходимого размера. 

Мастер при помо­щи специального инструмента придает нужную форму мягкой стеклянной массе.

Мастер при помо­щи специального инструмента придает нужную форму мягкой стеклянной массе.

Следующий этап на их пути – штамп. Масса помещается внутрь, и он захлопывается, а по трубке вдувается воздух. Капля принимает форму штампа и становится, скажем, заготовкой для вазы. “Это как надувать пузыри из жевательной резинки”, – поясняет Лука. Правда, некоторые из стеклянных пузырей получаются приличного размера и веса.

Мастер захватывает щипцами только что отлитые из стекла дверные ручки.

Мастер захватывает щипцами только что отлитые из стекла дверные ручки.

Работа стеклодува требует индивидуального подхода к каждому предмету. От подачи воздуха зависит толщина стеклянной стенки и количество пузырьков (один считается изюминкой и знаком ручной работы, а несколько – браком). На самом деле штамп лишь немного облегчает работу. Многие предметы выдуваются без него. 

Металлические штампы для выдувания заготовок разного размера и формы.

Металлические штампы для выдувания заготовок разного размера и формы.

Заготовки постепенно остужаются в специальном аппарате с отсеками от семисот градусов Цельсия до комнатной температуры и отправляются на склад или в дальнейшую обработку. 

Мастер полирует стеклянную панель.

Мастер полирует стеклянную панель.

Резьба по стеклу тоже осуществляется вручную на вращающихся абразивных кругах разного размера. Такая работа со стеклом напоминает обработку мрамора: рисунок намечается маркером, и все лишнее стачивается. 

Этой пленкой ­закрывают фрагменты узора, которые должны остаться глянцевыми.

Этой пленкой ­закрывают фрагменты узора, которые должны остаться глянцевыми.

В некоторых случаях мастер сначала наклеивает на заготовку пластиковую защитную пленку с будущим узором – это позволит создать матовые и глянцевые фрагменты. В завершение остается полировка на шлифовальной ленте и придание блеска с помощью погружения в кислоту.

В этом цехе стеклянные изделия украшаются резным орнаментом и шлифуются.

В этом цехе стеклянные изделия украшаются резным орнаментом и шлифуются.

Готовые стеклянные изделия помещаются в оправу из бронзы или другого металла, которая создается мастером вручную (будь то ручки вазы или основание для настольной лампы или торшера). 

Готовая ваза. Ее осталось укомплектовать металлическими деталями. Это происходит в другом цехе, который находится в тридцати километрах.

Готовая ваза. Ее осталось укомплектовать металлическими деталями. Это происходит в другом цехе, который находится в тридцати километрах.

“Процесс производства на Baldi напоминает изготовление ювелирных украшений, – говорит Лука Балди, – именно поэтому мы называем наши предметы “драгоценности для дома”.

Лука Балди показывает, как можно комбинировать элементы разных форм и цветов, хранящиеся на складе.

Лука Балди показывает, как можно комбинировать элементы разных форм и цветов, хранящиеся на складе.

  • Шкатулки Marika Joy Charme, хрусталь, бронза, позолота, бронза с палладиевым покрытием.
  • Чаша Francesca, хрусталь, бронза, позолота.
  • Флакон для духов и шкатулка Joy Romance, хрусталь, бронза с палладиевым покрытием.
  • Ваза Tiepolo Joy Euphoria, хрусталь, бронза с палладиевым покрытием.
  • Текст: Елена Карцева

    Фото: Guido Clerici; андрей кузнецов; luca visentini/Архив пресс-службы
    опубликовано в журнале №12 (135) ДЕКАБРЬ-ЯНВАРЬ 2014-2015

    Комментарии