250 лет стекольной мануфактуре Baccarat

Несмотря на почтенный возраст –  хрустальной мануфактуре исполнилось 250 лет, –  Baccarat не стареет. Рассказывает Анастасия Углик.

“Я смотрел за выверенными движениями их сильных рук и могучих тел, наблюдал, как сражаются они в великой битве за совершенство, которую ведут не на жизнь, а на смерть. И как отражаются их победы в толщине кристалла, где все зыбко и четко одновременно”. Это поэтическое описание отнюдь не цитата из трактата восторженного мистика. Его автор – Этторе Соттсасс, побывавший на мануфактуре Baccarat в маленьком городишке неподалеку от Страсбурга. Признаться, чувство, которое так страстно описывал покойный мэтр итальянского дизайна, охватывает там каждого: определенно есть что-то от свя­щеннодействия в работе стеклодувов и что-то от таинства в превращении ­кипящей сияющей массы в идеальную холодную поверхность.

С 1887 года, когда была сделана эта фотография, работа стеклодувов на фабрике мало изменилась.

С 1887 года, когда была сделана эта фотография, работа стеклодувов на фабрике мало изменилась.

Но совсем не каждое хрустальное производство смогло так плотно вписать свое имя в историю, как это удалось Baccarat. Основанное предприимчивым епископом Монморанси-Лавалем – в 1764 году он получил королевский патент на стекловарение, – оно быстро стало основой экономики региона, который до того был знаменит только охотничьими угодьями.

Здание горячего цеха на фабрике в местечке Баккара построено в 1881 году.

Здание горячего цеха на фабрике в местечке Баккара построено в 1881 году.

К Французской революции фабрика выглядела уже почти так же, как сейчас (двор каре, замыкаемый с одной стороны зданием горячего цеха, а с другой – господским домом, и бараки рабочих по сторонам), но выпускали там только обычное стекло. На хрусталь Baccarat переориентировалась в 1816 году, когда досталась бельгийскому промышленнику Эме-Габриелю д’Артигу, который привез с собой секрет чистейшего сплава с тайным ингредиентом. Говорят, этот рецепт – самая большая драгоценность Baccarat.

Первый парижский бутик Baccarat открылся по адресу 30 bis, rue de Paradis в 1832 году.

Первый парижский бутик Baccarat открылся по адресу 30 bis, rue de Paradis в 1832 году.

За два с половиной века своего существования мануфактура одинаково уверенно пережила мировые войны и революции, индустриализацию XIX века и глобализацию XX. И сделала это всё, надежно опираясь на жизнь коммуны, выросшей вокруг фабрики и поколениями связанной с производством драгоценного хрусталя. И пока маленький мирок стоял, большая Baccarat расширяла свою географию.

Эскиз люстры для зала аудиенций османского дворца Долмабахче, ­выполненный в 1858 году.

Эскиз люстры для зала аудиенций османского дворца Долмабахче, ­выполненный в 1858 году.

На Всемирной парижской выставке 1867 года Александр II надолго задержался около стенда с ­гигантскими бордово-красными вазами, гравированными мастером витиеватых розеток Жан-Батистом Симоном. “Никогда не думал, что со стеклом можно творить подобные вещи”, – сказал русский самодержец. “Это не стекло – это Baccarat”, – ответили ему. Он запомнил название и привез его в Москву вместе с люстрой в 24 подсвечника, которую подарил императрице.

Все излишки хрусталя на производстве отсекаются и возвращаются обратно в печи.

Все излишки хрусталя на производстве отсекаются и возвращаются обратно в печи.

С тех пор не проходило и года, чтобы хоть в одной из царских резиденций не появлялось по произведению французской мануфактуры. Baccarat стала одной из многочисленных слабостей дома Романовых. Не отставали и султаны Оттоманской империи, и индийские махараджи, и другие страстные любители роскоши, потрясающей воображение.

Аппарат, позволяющий гравировать двадцать бокалов одновременно, придумал еще в XVIII веке мастер Пьер Ловен.

Аппарат, позволяющий гравировать двадцать бокалов одновременно, придумал еще в XVIII веке мастер Пьер Ловен.

Но управленцы мануфактуры (а она никогда не была в частном владении) хорошо понимали, что имперские заказы – это не единственный путь развития. Их целью было войти если не в каждый дом, то уж по крайней мере в каждое сознание. И это удалось сделать с помощью простого бокала для красного вина. Он был придуман в 1841 году и назван Harcourt – толстостенный, с простыми гранями, идеально подходящий для повседневных возлияний и при этом имеющий в своей ДНК что-то от королевских средневековых кубков. Сейчас он выглядит одновременно старомодно и очень остро (особенно в дизайне Филиппа Старка) и, по словам местных власть имущих, является иконой стиля Baccarat.

Процесс росписи позолотой.

Процесс росписи позолотой.

Но ничего по-настоящему святого для этой мануфактуры на самом деле нет, поэтому она с удовольствием отдает свои сокровища в руки самых беспощадных адептов современного дизайна – за последние годы на них успели поработать и Хайме Айон, и Марсель Вандерс, и Патриция Уркиола. И каждый раз, несмотря на вмешательство сильной художественной воли, продукт получался узнаваемым и не противоречащим сути марки. “А что вы хотите, в Baccarat есть что-то такое, что невозможно перешагнуть или откинуть, – говорит Филипп Старк, работающий с ними много лет. – Это математика, тайна и ­поэзия в одном флаконе. Хрустальном, разумеется”.

За годы своего существования начертание логотипа Baccarat менялось шесть раз, но последний держится уже сто лет.

За годы своего существования начертание логотипа Baccarat менялось шесть раз, но последний держится уже сто лет.

Поэтому, наверное, сколько бы раз ни приходилось мне подниматься по лестнице бывшей аптеки № 1 в полутемный зал московского ресторана Baccarat, я не могу избавиться от чувства, что где-то здесь, на пятой приблизительно ступеньке второго пролета, проходит граница между мирами. Быть может, дело в волшебных свойствах самого материала, который столько лет подряд прославляют марка и ее художники, а может, в той удивительной легкости, с которой Baccarat вписывается в любой новый поворот истории дизайна. А может быть, в сливовом варенье – его варят из ягод, которые зреют в саду за домом управляющего в Баккара. Уверена, в рецепте тоже какой-то особенный ингредиент.

Maison Baccarat по дизайну Филиппа Старка открылся на парижской площади Соединенных Штатов в 2003 году.

Maison Baccarat по дизайну Филиппа Старка открылся на парижской площади Соединенных Штатов в 2003 году.

В Maison Baccarat презентуются все новейшие коллекции Дома и хранятся знаковые вещи за всю историю Baccarat.

В Maison Baccarat презентуются все новейшие коллекции Дома и хранятся знаковые вещи за всю историю Baccarat.

Ресторан и бутик Crystal Room Baccarat заработал в здании московской аптеки № 1 в 2008 году.

Ресторан и бутик Crystal Room Baccarat заработал в здании московской аптеки № 1 в 2008 году.

  • Ваза “Аллегория земли”, создана к Всемирной Парижской выставке, 1867.
  • Графин с росписью позолотой, конец XIX века.
  • Тарелка, посвященная Коко Шанель, заказана президентом Baccarat Рене де Шамбреном к 200-летию марки в 1964 году.
  • Колье из золотистого хрусталя, 2010.
  • Хрустальную фигурку “Короля Снупи” Baccarat выпустили к пятидесятилетию персонажа в 2010 году.
  • Светильник из коллекции Zenith Noir по дизайну Филиппа Старка, 2003 год.
  • Стакан из коллекции Baccarat Mosaïque, 2011.
  • Серьги  из коллекции Flower.
  • Стул по дизайну Филиппа Старка из коллекции Crystal Dream, 2005.
  • Фигурка пантеры. Черный хрусталь невероятной глубины цвета — ноу-хау Baccarat.
  • Светильник Sfera по дизайну Микеле де Лукки, 2011.
  • Кольцо из коллекции Fleurs de Psydelic, 2014.
  • Колье из коллекции Bouchon de Carafe, 2010.
  • Один из бестселлеров Baccarat — люстра N 20815 c 60 рожками.
  • Текст: Анастасия Углик

    Фото: архив baccarat; thierry bouËt/архив пресс-службы; gÉrard ufÉras/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; Юрий Пальмин; АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
    опубликовано в журнале №12 (135) ДЕКАБРЬ-ЯНВАРЬ 2014-2015

    Комментарии