Как отличить настоящий лофт от стилизованного

Главный редактор I Like Loft и один из лучших специалистов по лофтам Марина Юшкевич специально для нас составила памятку: что такое лофт и в чем его принципиальные отличия от других интерьерных стилей.

Марина Юшкевич

Лофт – это не просто мода на жилье с кирпичными стенами, это полноценный стиль в истории интерьера, со своими особенностями и узнаваемыми признаками. И в отличие от большинства других интерьерных веяний современности лофт не был придуман "с нуля" архитекторами и дизайнерами – его отличительные черты оказались продиктованы обстоятельствами и самой историей этого изначально безденежного и богемного стиля.

Начнем с того, что настоящий лофт – это жилье, переделанное из здания, которое строилось совсем с другими целями и поэтому совсем не в жилых масштабах. Как правило, речь идет о бывших фабричных цехах или складах. Зародилась эта необычная идея в Америке во времена Великой депрессии, когда предприятия банкротились один за другим и пустеющие промышленные здания, заполонившие собой Манхэттен, Сохо и Квинс, стали сдаваться внаем буквально по бросовым ценам.

В бывшие индустриальные районы потянулась самая смелая и свободная публика: художники и музыканты. Обилие квадратных, даже кубических метров, залитых дневным светом через гигантские окна бывших цехов, дало им уникальный шанс совместить жилье с мастерскими и галереями, а работу с бесконечными вечеринками, как, к примеру, на знаменитой "Фабрике" Уорхола. Метраж был внушительным, условия – практически полевыми, а денег на глобальные перестройки ни у кого не было, обходились чем есть. Так появились знаменитые апартаменты, где стены были из неоштукатуренного кирпича, полы из старого дерева или вовсе бетона, все коммуникации оставались на виду, внутренних перегородок был самый минимум, а обстановка представляла собой забористый микс из винтажа, индустриального стиля и хенд-мейда.

Жилье богемной творческой бедноты оказалось таким привлекательно-оригинальным, что потом, годы спустя, когда этажи промзданий начнет скупать заглядывающая сюда на вечеринки богатая публика, а цены на недвижимость в Сохо и на Манхэттене взлетят до небес, респектабельные лофты нью-йоркского истеблишмента по максимуму сохранят, обыграют и даже немного мифологизируют эти узнаваемые "вынужденные" черты стиля.

1. Место с историей

Первый и главный признак настоящего лофта – это его предыстория. По определению лофт – это жилье, расположенное в изначально нежилом здании: то есть что-то здесь точно происходило "до", и хороший лофт это подчеркнет. Отсюда такая любовь к заброшенным механизмам, разным лебедкам и проч., которые указывают на бурное индустриальное прошлое здания. В современном лофте они обычно играют роль своеобразного арт-объекта, а в лофтах "первых переселенцев" все эти кран-балки оставались на виду, просто потому, что их было трудно демонтировать. Зато на них можно было повесить гамак.

Классические лофты, с которых все началось, располагаются в величественных постройках времен индустриальной революции, в те годы заводы и фабрики строили от души: красиво, масштабно, продуманно и на века. Сегодня они попадают под девелоперские проекты и из них создаются большие жилые комплексы. Так выглядят многочисленные американские лофты и комплексы в Великобритании. А вот континентальная Европа открыла и полюбила жанр небольшого частного лофта, созданного своими руками, под который перестраиваются порой самые неожиданные сооружения от бывших водокачек и конюшен до заброшенных гаражей, автомастерских или спортзалов. У этих мест своя, порой тоже самая необычная история.

2. Необработанные стены

У промышленной архитектуры периода Индустриальной революции (середина XIX – начало XX века) довольно много узнаваемых черт и в первую очередь это материал – красный кирпич, который оставляли неоштукатуренным как снаружи, так и внутри цехов. Когда бывшие цеха заселили художники, им было не до выравнивания и окраски стен, речь все-таки шла об "освоении" помещений в сотни квадратных метров при полном отсутствии средств. После, с джентрификацией, или "облагораживанием" лофта, от этой необработанной стены можно было легко отказаться, но она уже стали частью "легенды" и превратилась в самую знаковую черту стиля стиля. Кстати, стены не обязательно должны быть кирпичными, если в лофт перестраивалось более позднее здание с бетонными стенами, то в качестве "аутентичной черты" подходит и бетон, желательно грубый и со следами опалубки. Как правило, хватает одной-двух необработанных стен, все возводимые, в частности межквартирные, перегородки имеют полное право быть оштукатуренными.

3. Открытые коммуникации

Еще один признак отсутствия в лофтах классического "ремонта" – открытые взору коммуникации, которые в других жилых пространствах традиционно принято прятать внутрь стен или за подшитыми потолками. Понятно, что сперва это делалось по бедности, да и как спрячешь провод внутрь неоштукатуренной стены. В современных лофтах красиво разведенная поверх стен проводка или ветвящиеся над головой массивные хромированные короба воздуховодов воспринимаются как "особый шик".

4. Высокие потолки и большие окна

Лофты чаще всего расположены в бывших цехах и прочих пространствах, чьи пропорции далеки от привычных жилых и редко соразмерны человеку. В среднем высота цехов была 5–6 метров, но встречаются и пространства высотой под 8 метров: красивые, гулкие, наполненные воздухом. В дополнение к большой высоте отличаются от привычных и окна: огромные, зачастую во всю стену, идущие регулярными рядами, позволяющие по максимуму использовать дневное освещение в производственных помещениях. Из внушительной высоты вытекают еще две особенности лофта: минимум перегородок и наличие антресолей. И одна большая проблема – сложность с отоплением.

5. Открытая планировка

Фабричные цеха были огромными пространствами часто с очень большой глубиной. Их невозможно было разделить на привычные для обывателя середины XX века комнаты. Во-первых, большая часть обитателей лофтов жила в них полулегально и о капитальных вложениях – в частности о возведении перегородок внутри цехов – речи не шло. Во-вторых, почти ни у кого не было средств на такие радикальные преобразования. Кроме того, мешала глубина и высота цехов: если бы местные жильцы решили "по старинке" возводить перегородки до самого потолка, комнаты получались бы чересчур высокими, похожими на колодцы, и неуютными, а дальние комнаты были бы лишены дневного света. Так, благодаря лофту, в историю интерьера вошла мода на open space. И как компромиссный вариант: деление больших пространств не капитальными стенами, а не доходящими до потолка перегородками, которые изначально создавались скорее из соображений экономии, а позже стали "фирменной чертой" лофтов. 

6. Наличие антресоли

Большая высота потолков мешала делению цехов на комнаты по вертикали, зато оказалось, что лофт можно поделить по горизонтали: при высоте 5–6 метров в них легко вписывались антресоли, дополнительные полуэтажи, ставшие впоследствии одним из ключевых признаков нового жилья. На них, как правило, располагаются приватные зоны, которые иначе было бы довольно трудно уединить, а под ними получаются удобные невысокие пространства – идеальные для санузлов или кухни. По всей видимости, первые антресоли тоже делали из подручных средств и оставшихся в цехах кусков металла, поэтому для стиля теперь характерны стальные антресоли, порой довольно грубые – в индустриальной стилистике, соответствующей окружающему пространству. 

7. Микс старого, нового и индустриального

Чтобы понять, почему в современных лофтах так легко уживаются антикварные предметы со столами из бобин и диванами из паллет, и все это крепко сдобрено мебелью в т. н. индустриальном стиле и обилием современного искусства, стоит представить, чем и как обставляли свои новообретенные сотни квадратных метров художники и музыканты, первыми осваивавшими лофт: что-то здесь было с блошиных рынков и, чего уж скрывать, прямиком с помоек, что-то скручено своими руками из того, что под них подвернулось – а это как раз складские паллеты и какие-то старые доски и двери, что-то подарено такими же альтернативными друзьями-художниками. Ну и много своего и дружеского творчества. Все-таки первые лофты в первую очередь были мастерскими, зачастую совмещенными с галереями.

Текст: Марина Юшкевич

Комментарии