Ремесло: студия ArtGear

Создатель ArtGear — молодого дизайн-бюро, специализирующегося на предметах интерьера из автомобильных деталей, Иван Тайгунов, — совершенно классический влюбленный в автомобили инженер. С той только разницей, что большинство из них восхищается сугубо рабочими характеристиками автомобильных механизмов, а Иван воспринимает их более поэтически, откровенно любуясь внешним воплощением силы и мощи, выраженной в их деталях.

Ремесло: студия ArtGear

Будучи с детства увлеченным машинами, он поступил в МАДИ (Московский автодорожный институт) на кафедру автомобильного транспорта, где пять лет изучал детали, чертил шестерни, проектировал двигатели и узлы. “Каждая деталь — это настоящее живое воплощения человеческого инженерного гения, — горячо убеждает Иван, — это колоссальная, сложная работа огромного количества людей: инженеров, изобретателей, испытателей. И за каждой деталью закреплена своя значимая функция, которая воплощена внешне”. Понятно, что с таким настроениями Иван пошел работать по специальности и 10 лет посвятил автомобильной сфере, побывав на многих автомобильных заводах в Японии, Германии и России.

Ремесло: студия ArtGear

Открыв для себя в какой-то момент стиль лофт и интерьеры в индустриальном ключе, где механизмы зачастую играют исключительно декоративную роль, Иван понял, что не одинок в своем любовании шестеренками. А заодно решил попробовать сделать из окружающих его запчастей что-то для своего дома.

Ремесло: студия ArtGear

Первым под руку попался распределительный вал, чья красивая форма (длинная ось с асимметричными кулачками вала) натолкнула на мысль превратить его в основание настольной лампы, а для устойчивости закрепить на тяжелой литой шестерне. В теории все выглядело относительно ясно, но на практике собрать что-то из автомобильных деталей оказалось совсем не просто. Детали машин рассчитаны на огромные нагрузки и колоссальные температуры, сделаны в основном из высоколегированных сплавов, с которыми очень сложно манипулировать в условиях простой мастерской. Они слишком твердые для сверления, часто сделаны из разных металлов и их сплавов и поэтому их невозможно сварить между собой. “Материалы, из которых создаются детали двигателя — сами наделены характером, это не банальная нержавеющая сталь”, — объясняет Иван.

Ремесло: студия ArtGear

Так что создать лампу оказалось намного интереснее, чем казалось сначала, и это был уже инженерный вызов. К примеру, нет никакого способа сделать в распределительном вале отверстие, чтобы пробросить внутри провод — эту сталь невозможно просверлить. После нескольких месяцев размышлений родилась идея, как обойти эту проблему: вместо того чтобы тянуть провода, Иван сделал беспроводную LED-лампу на аккумуляторе с сенсорным включением. Так, первая лампа оказалась технологична не только внешне, но и по сути.

Ремесло: студия ArtGear

Возможно, именно потому, что первый опыт был довольно сложным, он “затянул” и захотелось экспериментировать дальше. Тем более что лампа произвела впечатление на друзей и посыпались просьбы сделать что-то подобное. Это породило мысль наладить небольшое производство.

Ремесло: студия ArtGear

Иван нашел партнеров — художественную мастерскую по работе с металлом, где есть все необходимое оборудование. Здесь можно сверлить, варить, шлифовать и окрашивать детали. Кроме того, войдя во вкус, Иван решил соединить механизмы и природную фактуру дерева, детали из которого для него изготавливают в отдельной столярной мастерской.

Ремесло: студия ArtGear

Сейчас у ArtGear в ассортименте есть настольные лампы, бра, часы и столы. Большинство из них сделаны довольно технологично: с сенсорными включениями, пультами. Кроме того, суровые и стальные — они отнюдь не так тяжеловесно-статичны, как кажутся: есть наклоняющиеся модели или с вращающимися шестеренками и подшипниками.

Ремесло: студия ArtGear

В ArtGear нет двух одинаковых предметов, все они сделаны из разных деталей, поиск которых — отдельная история. Иван старается подбирать вещи знаковые, с одной стороны, внешне эстетически красивые, с другой стороны, это детали от интересных известных машин, вещи с подоплекой, каким-то дополнительным смыслом. К примеру, основание одной из ламп сделано из хромированной пружины от амортизационной стойки Harley Davidson, культового мотоцикла, что сразу задает определенный характер и для самой вещи. Особенно для тех, кто увлекается мотоциклами.

Ремесло: студия ArtGear

Какие-то части новые, но больше Иван предпочитает отработанные детали. Во-первых, они интереснее выглядят — даже после шлифовки и обработки они сохраняют черты, свидетельствующие об их “бурном прошлом”. Кроме того, новые запчасти зачастую банально слишком дороги. Так, новый спортивный коллектор от Jeep Grand Cherokee SRT-8 (самого быстрого серийного джипа в мире) стоит порядка $1500.

Ремесло: студия ArtGear

А сделанное из отработанного коллектора с характерными следами воздействия высоких температур удивительное бра с лампами-“свечами” и дистанционным управлением, стоит у Ивана 21 тыс. рублей. Правда, оно пока одно, и неизвестно, когда подвернется деталь под парное. В такой “охоте” на старые детали есть несомненные сложности, но есть и плюсы — все вещи уникальные, и если их и возможно повторить, то точно уж не большими тиражами.

Ремесло: студия ArtGear

На будущее у Ивана масса планов. Он хочет расширить свою линию деревянных изделий и делать не отдельные объекты, а сочетающиеся между собой предметы интерьера. Делая журнальный столик со встроенной в него коробкой передач, Иван увлекся вязом (карагачем), горным деревом с характерной узловатой текстурой. И ему хочется придумать больше вещей, где он смог бы сочетать вяз (особенно доски с “живым”, необработанным краем) и строгую геометрию механизмов.

Ремесло: студия ArtGear

На ближайшей "Арх Москве" (27–31 мая) у ArtGear будет свой стенд, где нам обещают показать целый интерьер в задуманной стилистике.

Ремесло: студия ArtGear

Текст: Марина Юшкевич

Фото: Павел Бурченко

Комментарии