Как оформить сад: 4 ландшафтных приема

Хороший сад можно разбить на любом участке – большом и маленьком, плоском и холмистом, заросшем или открытом. Главное – выбрать подходящий ландшафтный прием.

Сад воды

Этот сад разбит на берегу озера в одном из пригородов Нью-Йорка, и “большая вода” полностью определила его характер. Изюминка сада – “пруд лотосов”, облагороженный залив озера с мостками в японском стиле. На берегу озера стоит большой дом, на берегу пруда – маленький павильон. Для ровного счета возле дома еще выкопан бассейн.

В южной части сада устроен пруд — это залив большого озера. На нем сделан “мост лотосов”. Вид на эту часть сада открывается из деревянного павильона.

В южной части сада устроен пруд — это залив большого озера. На нем сделан “мост лотосов”. Вид на эту часть сада открывается из деревянного павильона.

Характер растительности в целом тоже подчинен водной тематике: здесь много папоротниковых и болотных трав. Деревья – японские клены, плакучие ивы и меланхолические березки. 

Березовая роща в северо-западной части сада. К ней ведет прогулочная тропинка, усаженная папоротником.

Березовая роща в северо-западной части сада. К ней ведет прогулочная тропинка, усаженная папоротником.

Основные приемы, которые использовал дизайнер Патрик Шассе, – ориентация строений на воду, мостки и “влажный” растительный состав – вполне подходят для России. Все, что нужно, растет и у нас: Нью-Йорк – не тропики.

Участок травяного сада, разбитого перед домом. Здесь растут мискантус и Perovskia atriplicifolia — русский шалфей.

Участок травяного сада, разбитого перед домом. Здесь растут мискантус и Perovskia atriplicifolia — русский шалфей.

Топиарный сад

Практичное в климатическом плане решение сада на небольшом плоском участке (в данном случае – поместье под Утрехтом). Живые изгороди из бука и самшита разграничивают и разнообразят пространство. 

В саду есть участок, огороженный живой изгородью  все из того же бука. Войти внутрь можно сквозь два выстриженных в зелени больших арочных проема. На клумбе перед изгородью растут коровяк (златоцвет), монарда и дербенник (плакун).

В саду есть участок, огороженный живой изгородью  все из того же бука. Войти внутрь можно сквозь два выстриженных в зелени больших арочных проема. На клумбе перед изгородью растут коровяк (златоцвет), монарда и дербенник (плакун).

Их скучную геометрию дизайнер Пол Одолф “разбавил” клумбами круглогодичного цветения. Травы и цветы на них не переводятся – смена сезона означает только смену оттенков. Все, что на клумбах, в России растет, а если не приживется самшит, то топиарно подстричь можно и наш родной можжевельник.

Прямо на входе посетителей сада встречает геометрическая композиция. Подъезд к дому оформлен регулярным партером из стриженого самшита — прямоугольной и шарообразной формы. По углам стоят живые изгороди из стриженого Fagus sylvatica — красного бука.

Прямо на входе посетителей сада встречает геометрическая композиция. Подъезд к дому оформлен регулярным партером из стриженого самшита — прямоугольной и шарообразной формы. По углам стоят живые изгороди из стриженого Fagus sylvatica — красного бука.

Степной сад

Хороший образец для облагораживания куска земли где-нибудь между Курском и Орлом. Все, что нужно, – это много места, заросшего травой и полевыми цветами. В Англии, где дизайнер Дэн Пирсон разбил свою пустошь, большие газоны “подстригает” пасущийся скот. 

Каменный амфитеатр находится в западной части сада. Подпорные стенки из дикого камня образуют покрытые дерном скамьи. Владелец сада устраивает здесь спектакли на открытом воздухе.

Каменный амфитеатр находится в западной части сада. Подпорные стенки из дикого камня образуют покрытые дерном скамьи. Владелец сада устраивает здесь спектакли на открытом воздухе.

Кем заменить коров на приусадебном участке, пока не понятно. Зато растительный состав сада водится повсюду, не требует особого ухода и сам себя высевает при помощи ветра. И материалы для каменных подпорных стенок буквально валяются под ногами.

Даже в “огороженном саду” сохраняется свободный характер ландшафта — большая его часть засеяна маками. Каждый год композиция этого участка сада слегка меняется — маки растут там, куда ветер занесет семена.

Даже в “огороженном саду” сохраняется свободный характер ландшафта — большая его часть засеяна маками. Каждый год композиция этого участка сада слегка меняется — маки растут там, куда ветер занесет семена.

Фонтан в укромном уголке “огороженного сада” окружен кустиками молодого самшита. Когда они подрастут, их постригут и придадут им прямоугольную форму — под стать бортикам бассейна.

Фонтан в укромном уголке “огороженного сада” окружен кустиками молодого самшита. Когда они подрастут, их постригут и придадут им прямоугольную форму — под стать бортикам бассейна.

Разноцветный сад

Разноцветный сад в Новой Англии – шутка для тех, кто понимает. Если вы, как Джон Гвинн и Майкл Фолкарелли, собрали коллекцию рододендронов и ищете для нее подходящее окружение – это ваш случай. 

В лесистой части сада скрываются сахарный клен и дикие китайские рододендроны.

В лесистой части сада скрываются сахарный клен и дикие китайские рододендроны.

Не всем же приходит в голову засадить большой участок земли “тематическими группами” растений, подобранными по окраске листвы (чтобы эстетика не страдала от смены времен года и сезонов цветения). Но, как ни странно, сделать это можно и в России: с рододендронами будут некоторые проблемы, но дельфиниум, тигровые лилии и клены растут и у нас. Было бы место и желание. Больше фотографий сада в нашем материале: Сад в Новой Англии

“Желтый круг” снаружи окружен живой изгородью. Здесь собраны растения с желтой листвой: пятнистый окопник и дицентра “Золотое сердце”. В центре, в горшке, растет юкка.

“Желтый круг” снаружи окружен живой изгородью. Здесь собраны растения с желтой листвой: пятнистый окопник и дицентра “Золотое сердце”. В центре, в горшке, растет юкка.

“Серебряная поляна”. Здесь посажены кедр, древесная юкка, белый дельфиниум, наперстянка, дикая герань.

“Серебряная поляна”. Здесь посажены кедр, древесная юкка, белый дельфиниум, наперстянка, дикая герань.

Фото: GIACOMO BRETZEL; RICHARD FELBER; MICHAEL HILL; ALEXANDRE BAILHACHE; LANGDON CLAY; JOHN GWYNNE
опубликовано в журнале №5 май 2003

Комментарии