Патрик Диллон "Великие здания"

"Великие здания" обозначены издателем "Манн, Иванов и Фербер" как "научно-популярное издание для широкого круга читателей", но это ни о чем не говорящее определение можно заменить на другое, более понятное – детская энциклопедия.

Патрик Диллон "Великие здания"

Книга рассчитана на детскую аудиторию – это нетрудно понять по особой, доверительной интонации, как в советских радиопередачах для детей. "Давай еще раз посмотрим на дома, в которых мы живем. Мы увидим, как далеко продвинулись люди в строительстве со времен первых построек. Ты наверняка сможешь определить, из какого материала сделан твой дом: кирпичный он или железобетонный, построен из бревен или по каркасной технологии. Ты даже сможешь предположить, к какому времени он относится. Если дом сделан из грубого камня или рассохшихся деревянных досок и при этом покрыт штукатуркой, то, скорее всего, это очень старое здание".

Патрик Диллон "Великие здания"

Для родителей, кстати, такая книжка – подарок. Не нужно думать, как рассказать ребенку, например, про Петра Первого и его реформы, что вывести за скобки, на чем сделать акцент, чтобы слушатель, не дай бог, не заскучал и запомнил хоть что-нибудь. Патрик Диллон, английский писатель, автор исторических романов, пишет просто, понятно и увлекательно. Не то что авторы школьных учебников. Вот как начинается глава о строительстве Санкт-Петербурга, города на болоте: "На протяжении сотен лет Россия развивалась в рамках собственной культуры, особняком от остальной Европы. Ее крестьяне были бедны, а дворяне носили кафтаны и длинные бороды. Русский царь Петр Великий был полон решимости сделать Россию европейской страной. Для этого он долго путешествовал по Европе, изучая, как живут люди, как они строят корабли и дома, как монархи управляют своими подданными. Когда он вернулся домой, Россия показалась ему заброшенной глубинкой. По сравнению с Лондоном и Парижем столица России Москва напоминала деревню. Тогда Петр принял решение построить новую столицу – там, где могучая река Нева впадает в Балтийское море. До Петра на болотистых берегах Невы рос тростник и цапли ловили на мелководье рыбу. Единственными строениями здесь были рыбацкие хибары – простые дома из просмоленных досок, больше напоминавшие выброшенные на берег после кораблекрушения останки кораблей. Петр приказал заложить прямо на болотах три широких проспекта. Они должны были расходиться лучами из центра и вести в разные части города".

Патрик Диллон "Великие здания"

Как видите, книга не только про здания, но и про тех, кто их возводил – фараонов, царей и даже министров финансов, которые иногда оказываются богаче всех в государстве и оставляют после себя величайшие здания. Версаль, например, появился благодаря министру финансов Николя Фуке, который купил в пригороде Парижа поместье Во-ле-Виконт и нанял лучших архитекторов и художников, чтобы построить себе дворец. Диллон напоминает, что даже великий Мольер был причастен к строительству – к празднику по случаю открытия дворца ему заказали пьесу. Но судьба посмеялась над всесильным министром – отправила его в тюрьму прямо с праздничного банкета. А все потому, что, возводя дворец, Фуке упустил из виду человеческий фактор.

Патрик Диллон "Великие здания"

"Король Людовик XIV был одним из приглашенных. Он не улыбнулся в ответ на приветствие Фуке. Его собственный наряд не был столь элегантен, как костюм хозяина, а по сравнению с Во-ле-Виконтом дворцы Людовика выглядели старомодными. В то время как Фуке показывал гостям сады и отделанные мрамором комнаты, лицо короля становилось все более мрачным. Фуке понял свою ошибку и попытался успокоить Людовика, но было уже слишком поздно: король выбежал из дворца в ярости. Для министра это означало конец карьеры. «В шесть часов вечера Фуке был словно король Франции, – сказал писатель Вольтер. – А в два часа ночи он был никем!" Фуке бросили в тюрьму, где он и умер, а мастера, построившие ему дворец, вскоре уже стучали молотками на новой строительной площадке, в Версале.

Патрик Диллон "Великие здания"

Из каждого великого здания Патрик Диллон вытаскивает какую-нибудь увлекательную историю, будь то пирамида Джосера или Баухауз, Парфенон или Сиднейский оперный театр. А его соавтор, иллюстратор Стивен Бисти, рисует все эти легендарные объекты максимально подробно, так, чтобы читатель смог заглянуть внутрь и почувствовать масштаб сооружения, его величие или, напротив, легкость и прозрачность.

Патрик Диллон "Великие здания"

Многие здания даны в разрезе, и можно в деталях рассмотреть виллу "Ротонда" и Центр Помпиду, увидеть, как было устроено центральное отопление в домах древних римлян и что находится внутри египетских пирамид. Хотя книга не претендует на всеохватность энциклопедии, в нее всегда можно заглянуть, чтобы проверить, скажем, как в Греции рассчитывались пропорции классических ордеров, как в Китае строили изогнутые крыши и как архитектору Андреа Палладио удалось угодить клиенту, заказавшему ему ни много ни мало совершенный дом. И для этого совсем не обязательно быть школьником!

Патрик Диллон "Великие здания"

Еще больше книг смотрите в нашей рубрике Книги

Текст: Татьяна Филиппова

Фото: Наталья Сазонова

Комментарии