Московское метро — подземный памятник архитектуры

Увесистый том "Московское метро — подземный памятник архитектуры" был выпущен к одноименной выставке в Музее архитектуры, которая проходила летом. Но это не каталог, а вполне самостоятельная книга, которая рассказывает о московском метро глубже, основательнее и красочнее, чем это получилось у самой выставки.

Московское метро — подземный памятник архитектуры

Московское метро – тема очень благодарная. С самого начала оно строилось под лозунгом "лучшее метро в мире!" – с привлечением ведущих архитекторов, огромных бюджетов (у нас, оказывается, самое дорогое по затратам на строительство транспортное средство), а еще с немыслимым энтузиазмом трудящихся и под таким же немыслимым давлением власти. Получившиеся в итоге подземные "дворцы для народа" стали одним из самых ярких художественно-идеологических объектов, доставшихся нам в наследство от советского времени, живое воплощение целой эпохи со всеми её перекосами и прекрасными мечтами.

Московское метро — подземный памятник архитектуры

Естественно, что метро уже не раз становилось темой для книг и путеводителей, но издание Музея архитектуры и ИД "Кучково поле” можно смело назвать главной на сегодня книгой об архитектуре метро. Это серьезное историческое исследование и уникальная подборка архитектурной графики: проектные предложения, оригинальные рисунки архитекторов, а также архивные снимки, в том числе и не сохранившихся павильонов.

Московское метро — подземный памятник архитектуры

Книга состоит из нескольких блоков. Сперва рассказана предыстория московского метро, которое появилось существенно позже, чем метро Лондона, Парижа и Берлина и нарочито им себя противопоставило, истории строительства и реставрации станций. Вторая часть – это подробный обзор первых четырех очередей строительства (1935–1954 гг.) с рассказом о каждой станции, а главное – замечательным подбором оригинальной архитектурной графики, из которой можно составить представление о многообразии проектных предложений.

Московское метро — подземный памятник архитектуры

Среди иллюстраций есть самые неожиданные: станция метро "Кропоткинская" (которая строилась как "Дворец Советов") сперва была заставлена горшками с живыми растениями, станцию "Охотный Ряд" чуть было не сделали украшенной рядами атлетов, а наземный павильон "Калужской" (сейчас "Октябрьская") до того, как его обстроили огромным зданием, был совсем небольшой и невероятно нарядный.

Московское метро — подземный памятник архитектуры

После каталога станций идут воспоминания тех, кто принимал и принимает участие в работе над метрополитеном. И под конец съемка фотографа Алексея Народицкого – самые красивые старые станции метро, такие знакомые, но пустые и тихие. Фотографии вставлены отдельной ламинированной вклейкой, эффектные, детальные. Альбом вообще издан с большим вкусом: массивно, солидно, как и положено главной книге о метро.

Московское метро — подземный памятник архитектуры

Из всех архитектурных памятников именно метро – оружие самого "массового поражения" – ежедневно им пользуется от 7 до 9 миллионов пассажиров, все мы так или иначе воспринимаем его "своим". Издание (как впрочем и выставка) задумывалось как один из шагов, направленных на включение главных сооружений московского метро в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Московское метро — подземный памятник архитектуры

И чуть-чуть книжных цитат о метро в разные периоды:

"Мы привыкли считать все станции сталинской подземки единым дворцовым ансамблем, будто заказанным сверху некой высшей силой, забывая о том, что даже в условиях неимоверно сжатых сроков в начале 1934 года строители метрополитена (в лице Моссовета) объявили конкурс на разработку архитектурных решений станций и их наземных вестибюлей, стремясь получить концептуально разные варианты оформления от маститых академиков и, пользуясь терминологией главного архитектора Метропроекта Кравца, "выявить молодых выразителей среди молодых архитекторов".

Ирина Чепкунова "Три подхода к проектированию метро: 1930-е"


"В дневниковых записях врача скорой помощи А. Г. Дрейцера есть подробное описание военных будней московской подземки: "В 11 вечера вызов в метро «Сокол». Внизу в 4 ряда на полу лежат люди, больше женщи­ны и дети. Лежат они в определенном порядке. Каждая семья имеет свой участок. Стелят газеты, потом одеяла и подушки. Дети спят, а взрослые развлекаются по-раз­ному. Пьют чай, даже с вареньем. Ходят друг к другу в гости. Тихо беседуют. Играют в домино. Несколько пар шахматистов, окруженных болельщиками. Многие чи­тают книги, вяжут, штопают чулки, чинят белье — сло­вом, устроились прочно, надолго. Места постоянные, «абонированные». По обе стороны туннеля стоят поез­да, где на диванах спят маленькие дети".

Ксения Смирнова "Московское метро в годы войны".


"Удивительно не то, что в 1960-е годы архитектура московских станций изменила свой облик. Этот процесс представляется закономерным, идущим в общем русле смены стилей отечественной архитектуры. Вызывает сожаление тот факт, что борьба с излишествами в метро очистила станции от каких бы то ни было украшений, лишила функционально необходимых помещений — вестибюлей, аванзалов и удобного для пассажиров оборудования — эскалаторов. Стало иным и отношение к проектированию станций.Теперь проектирование метро опустилось в недра закрытых специализированных ведомственных организаций".

Ирина Чепкунова "Путь к модернизму: от 1960-х к 1980-м"


Московское метро — подземный памятник архитектуры

Текст: Марина Юшкевич

В съемке участвовали: кофейная чашка с блюдцем ИФЗ, свеча из рождественской коллекции 2016 Jo Malone, коврик для мышки Vitra

Фото: Наталья Сазонова

Комментарии