Архитектурная выставка Imagine Moscow в Лондоне

15 марта в новом Музее дизайна в Лондоне открывается выставка, посвященная неосуществленным архитектурным проектам в послереволюционной Москве – новой столице социализма.

Плакат "Строим", Валентина Кулагина, 1930-е.

Выставка «Imagine Moscow: architecture, propaganda, revolution» символично открывается в год 100-летия русской революции. К этому приурочена и ее тема: послереволюционные архитектурные проекты для Москвы, которые никогда не были осуществлены. С помощью редких архивных материалов экспозиция рассказывает об идеалистичных мечтах советских архитекторов в 20-30-е годы XX века. 

Архитектурный эскиз Якова Чернихова, 1920-е.

На выставке будут представлены 6 архитектурных «точек», запланированных вокруг средоточия власти – Красной площади. Кроме того, по этим нереализованным проектам кураторы выставки пытаются исследовать изменения в повседневной жизни, ставшие следствием Октябрьской революции. 

Фотомонтаж, Густав Клуцис, 1924.

Полномасштабные архитектурные планы, модели и редкие рисунки в экспозиции соседствуют с пропагандистскими плакатами, текстильными изделиями, посудой и журналами того времени. Все экспонаты подобраны в контексте эпохи перерождения новой столицы СССР как центра мирового социализма. 

Рисунок Ивана Леонидова, 1947-1948.

В поисках иного понимания будущего советские архитекторы пытались переосмыслить традиционную идею города, наделяя ее совершенно новыми символами. Эти символы воплотились в новых «памятниках» и социальных институтах – фабриках, театрах, домах-коммунах, министерствах. Проекты-мечты предлагали альтернативную реальность, которая проявилась в актуальных для послереволюционного времени и идеологии СССР темах: индустриализм, градостроительство, авиация, коммунальное жилье, новые виды отдыха. 

Композиция на тему индустриальной территории, Яков Чернихов, 1924-1933.

Среди шести неосуществленных проектов в экспозиции отведено специальное место для представления географического и идеологического центра новой Москвы – Мавзолея Ленина. Помимо архитектурного дизайна Алексея Щусева на выставке будут показаны и другие проекты мавзолея, участвовавшие в конкурсе на его постройку.

Проун, Лазарь Лисицкий, 1922-1923.

 

Главный куратор "Imagine Moscow" Эцтер Стейерхоффер комментирует выставочный проект: «Октябрьская революция и ее культурные последствия – это важнейший момент в истории архитектуры и дизайна. Проекты этого периода до сих пор вдохновляют архитекторов по всему миру, а радикальные идеи, представленные на выставке, актуальны и для современных городов. "Imagine Moscow" объединяет в себе неожиданные "фантомы" архитектурных монументов исчезнувшего мира Советского Союза, которые выжили, несмотря на то, что никогда не были реализованы». 

Обложка журнала "Красная нива", Валентина Кулагина, 1930.

«Железное облако» Лазаря Лисицкого – это футуристичный проект комплекса из восьми горизонтальных небоскребов. Проект был направлен на решение самой актуальной проблемы послереволюционной столицы – перенаселение и неудобство транспортной системы. Восемь зданий должны были объединять в себе офисы и жилые помещения для сотрудников на верхних этажах и новые трамвайные линии и станции метро на нижнем уровне. Проект «Железного облака» был вдохновлен знаменитой концепцией проунов – переосмысление Лисицким геометрии супрематизма. 

"Железное облако", Лазарь Лисицкий, 1925.

Дворец Советов  Бориса Иофана мог бы стать самым высоким зданием в мире, обойдя Эмпайр-Стейт-билдинг в Нью-Йорке. Символ величия советской власти, увенчанный 100-метровой статуей Ленина, должен был стоять на месте Храма Христа Спасителя, который был взорван в 1931 году. Строительство началось в 1937 году, но было приостановлено из-за начавшейся войны. Материалы для строительства дворца-гиганта были использованы в военных целях, а в 1960 году на этом месте открылся самый большой в мире открытый бассейн «Москва». 

"Железное облако", Лазарь Лисицкий, 1925.

Проект Института библиотековедения имени Ленина по праву считается манифестом советской архитектуры 1920-х годов. Иван Леонидов спроектировал шарообразный объем для аудитории на 4000 человек и соседствующую с ним башню, предназначенную для книгохранилища. Леонидов использовал в своем проекте самые инновационные для того времени технологии, которые могли бы позволить функционировать такой сложной геометрической конструкции. Шар и параллелепипед парят над фундаментом, будто обманывая силу гравитации. Проект был встречен с восхищением не только в СССР, но и за рубежом, и до сих пор является одной из икон архитектуры XX века. 

Рисунок Ивана Леонидова, 1947-1948.

В качестве предложения нового места для отдыха советского человека архитектор Николай Соколов создал экспрессивный графический план «Курортной гостиницы в Мацесте». Это проект оздоровительного учреждения, состоящего из индивидуальных капсул для отдыха и общего зала для совместного времяпрепровождения. Ключевая черта проекта – продвижение продуктивного отдыха советского человека как главного двигателя экономики и процветания. 

Дворец Советов, Борис Иофан, 1944.

Николай Ладовский в 1920 году создал один из первых проектов дома-коммуны, и именно он стал отправной точкой в истории советского коммунального жилья, пропагандирующего новый образ советского уклада жизни. Архитектор использовал форму спирали, для того чтобы объединить индивидуальные «жилые ячейки» в единое пространство и таким образом подчеркнуть символизм всеобщего прогресса.

Логическим завершением экспозиции станут конкурсные проекты Наркомтяжпрома, братьев Весниных, Ивана Леонидова и Константина Мельникова. Огромное здание одного из самых влиятельных комиссариатов того времени должно было занимать около 40 тыс. м² на Красной площади – прямо напротив мавзолея. 

Плакат "На оборону", Валентина Кулагина, 1930.

Экспозиция "Imagine Moscow" собрана из коллекций музеев и галерей разных стран мира, в том числе и из московского Музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Архитектурный рисунок, Густав Клуцис, 1920-1921.

Где: Музей дизайна, Лондон, 224-238 Kensington High St
Когда: 15 марта – 4 июня 2017 года

Текст: Софья Карпенко

читайте также

Комментарии