Архитектурная выставка Imagine Moscow в Лондоне

15 марта в новом Музее дизайна в Лондоне открывается выставка, посвященная неосуществленным архитектурным проектам в послереволюционной Москве – новой столице социализма.

Плакат

Плакат "Строим", Валентина Кулагина, 1930-е.

Выставка «Imagine Moscow: architecture, propaganda, revolution» символично открывается в год 100-летия русской революции. К этому приурочена и ее тема: послереволюционные архитектурные проекты для Москвы, которые никогда не были осуществлены. С помощью редких архивных материалов экспозиция рассказывает об идеалистичных мечтах советских архитекторов в 20-30-е годы XX века. 

Архитектурный эскиз Якова Чернихова, 1920-е.

Архитектурный эскиз Якова Чернихова, 1920-е.

На выставке будут представлены 6 архитектурных «точек», запланированных вокруг средоточия власти – Красной площади. Кроме того, по этим нереализованным проектам кураторы выставки пытаются исследовать изменения в повседневной жизни, ставшие следствием Октябрьской революции. 

Фотомонтаж, Густав Клуцис, 1924.

Фотомонтаж, Густав Клуцис, 1924.

Полномасштабные архитектурные планы, модели и редкие рисунки в экспозиции соседствуют с пропагандистскими плакатами, текстильными изделиями, посудой и журналами того времени. Все экспонаты подобраны в контексте эпохи перерождения новой столицы СССР как центра мирового социализма. 

Рисунок Ивана Леонидова, 1947-1948.

Рисунок Ивана Леонидова, 1947-1948.

В поисках иного понимания будущего советские архитекторы пытались переосмыслить традиционную идею города, наделяя ее совершенно новыми символами. Эти символы воплотились в новых «памятниках» и социальных институтах – фабриках, театрах, домах-коммунах, министерствах. Проекты-мечты предлагали альтернативную реальность, которая проявилась в актуальных для послереволюционного времени и идеологии СССР темах: индустриализм, градостроительство, авиация, коммунальное жилье, новые виды отдыха. 

Композиция на тему индустриальной территории, Яков Чернихов, 1924-1933.

Композиция на тему индустриальной территории, Яков Чернихов, 1924-1933.

Среди шести неосуществленных проектов в экспозиции отведено специальное место для представления географического и идеологического центра новой Москвы – Мавзолея Ленина. Помимо архитектурного дизайна Алексея Щусева на выставке будут показаны и другие проекты мавзолея, участвовавшие в конкурсе на его постройку.

Проун, Лазарь Лисицкий, 1922-1923.

Проун, Лазарь Лисицкий, 1922-1923.

 

Главный куратор "Imagine Moscow" Эцтер Стейерхоффер комментирует выставочный проект: «Октябрьская революция и ее культурные последствия – это важнейший момент в истории архитектуры и дизайна. Проекты этого периода до сих пор вдохновляют архитекторов по всему миру, а радикальные идеи, представленные на выставке, актуальны и для современных городов. "Imagine Moscow" объединяет в себе неожиданные "фантомы" архитектурных монументов исчезнувшего мира Советского Союза, которые выжили, несмотря на то, что никогда не были реализованы». 

Обложка журнала

Обложка журнала "Красная нива", Валентина Кулагина, 1930.

«Железное облако» Лазаря Лисицкого – это футуристичный проект комплекса из восьми горизонтальных небоскребов. Проект был направлен на решение самой актуальной проблемы послереволюционной столицы – перенаселение и неудобство транспортной системы. Восемь зданий должны были объединять в себе офисы и жилые помещения для сотрудников на верхних этажах и новые трамвайные линии и станции метро на нижнем уровне. Проект «Железного облака» был вдохновлен знаменитой концепцией проунов – переосмысление Лисицким геометрии супрематизма. 

"Железное облако", Лазарь Лисицкий, 1925.

Дворец Советов  Бориса Иофана мог бы стать самым высоким зданием в мире, обойдя Эмпайр-Стейт-билдинг в Нью-Йорке. Символ величия советской власти, увенчанный 100-метровой статуей Ленина, должен был стоять на месте Храма Христа Спасителя, который был взорван в 1931 году. Строительство началось в 1937 году, но было приостановлено из-за начавшейся войны. Материалы для строительства дворца-гиганта были использованы в военных целях, а в 1960 году на этом месте открылся самый большой в мире открытый бассейн «Москва». 

"Железное облако", Лазарь Лисицкий, 1925.

Проект Института библиотековедения имени Ленина по праву считается манифестом советской архитектуры 1920-х годов. Иван Леонидов спроектировал шарообразный объем для аудитории на 4000 человек и соседствующую с ним башню, предназначенную для книгохранилища. Леонидов использовал в своем проекте самые инновационные для того времени технологии, которые могли бы позволить функционировать такой сложной геометрической конструкции. Шар и параллелепипед парят над фундаментом, будто обманывая силу гравитации. Проект был встречен с восхищением не только в СССР, но и за рубежом, и до сих пор является одной из икон архитектуры XX века. 

Рисунок Ивана Леонидова, 1947-1948.

Рисунок Ивана Леонидова, 1947-1948.

В качестве предложения нового места для отдыха советского человека архитектор Николай Соколов создал экспрессивный графический план «Курортной гостиницы в Мацесте». Это проект оздоровительного учреждения, состоящего из индивидуальных капсул для отдыха и общего зала для совместного времяпрепровождения. Ключевая черта проекта – продвижение продуктивного отдыха советского человека как главного двигателя экономики и процветания. 

Дворец Советов, Борис Иофан, 1944.

Дворец Советов, Борис Иофан, 1944.

Николай Ладовский в 1920 году создал один из первых проектов дома-коммуны, и именно он стал отправной точкой в истории советского коммунального жилья, пропагандирующего новый образ советского уклада жизни. Архитектор использовал форму спирали, для того чтобы объединить индивидуальные «жилые ячейки» в единое пространство и таким образом подчеркнуть символизм всеобщего прогресса.

Архитектурная выставка Imagine Moscow в Лондоне

Логическим завершением экспозиции станут конкурсные проекты Наркомтяжпрома, братьев Весниных, Ивана Леонидова и Константина Мельникова. Огромное здание одного из самых влиятельных комиссариатов того времени должно было занимать около 40 тыс. м² на Красной площади – прямо напротив мавзолея. 

Плакат

Плакат "На оборону", Валентина Кулагина, 1930.

Экспозиция "Imagine Moscow" собрана из коллекций музеев и галерей разных стран мира, в том числе и из московского Музея архитектуры имени А.В. Щусева.

Архитектурный рисунок, Густав Клуцис, 1920-1921.

Архитектурный рисунок, Густав Клуцис, 1920-1921.

Где: Музей дизайна, Лондон, 224-238 Kensington High St
Когда: 15 марта – 4 июня 2017 года

Текст: Софья Карпенко

Комментарии