Выставка "Новое искусство нового государства" в Москве

Период Октябрьской революции довольно неоднозначен. Но ясно одно: те события породили нечто принципиально новое не только на политической арене, но и в сфере искусства.  Выставка, организованная в галерее «Эритаж», призвана переосмыслить тот период и дать ответ на вопрос «Что же такое Октябрьская революция для русского искусства?».

В экспозиции представлены яркие образцы русского авангарда и агитационного искусства: живопись и графика Удальцовой, Степановой, Родченко, Древина, Лентулова, Штеренберга, а также агитационные произведения ведущих художников, скульпторов, архитекторов, работы в агитлаках крупнейших мастеров Палеха, редкие агитационные плакаты, агиткость, агитационный текстиль по эскизам Степановой, агитфарфор 1920-х годов, в том числе и работы Чехонина.

Странное, но весьма распространенное заблуждение о несуществовании дизайна в Советском Союзе развенчивается примерами, представленными в экспозиции. Известно, что авангардизм предполагал к дизайну системный подход. Это проявлялось в концептуальном подходе к быту и окружающему миру. Именно в сфере дизайна и архитектуры художники активно проектировали и выстраивали «модели желаемого будущего», которые выставка демонстрирует через редчайшие предметы мебели 1920-х годов авторства Б.Иофана из «Дома на Набережной», а также через примеры агитационного мебельного дизайна – это Мемориальный кабинет Народного Комиссариата обороны «Ворошиловский уголок», гарнитур в стиле советского ар-деко из Ивановского Интернационального детского дома для испанских детей №5, мебель детской военно-трудовой коммуны «Леноблоно», выполненная по проекту архитектора А.Дмитриева, учителя М.Гинзбурга. Все эти предметы создавались как шаблоны для будущего масспроизводства. К сожалению, этим планам так и не суждено было осуществиться, но, в отличие от большинства теоретических построений авангардистов, в этих предметах революционный проект в искусстве обрел материальное воплощение.

Поскольку мебель – это архитектура малых форм, то на выставке она показана в виде проектов ведущих архитекторов времени –А.Щусева, И.Фомина, К.Алабяна, Д.Чечулина, В.Щуко, В.Гельфрейха и др. Отдельный раздел выставки посвящен послереволюционному театру и работам в этой области таких мастеров, как А.Веснин, В.Стенберг, Ф.Федоровский. Центральной работой этого раздела является занавес Большого театра 1937 года, созданный по эскизам Ф.Федоровского. Часть предметов предоставлена ФГБУК «Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева» и ФГБУК «Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина».

  • Диван-лира. Мемориальный кабинет «Ворошиловский уголок». Наркомат Комиссариата обороны. 1938. Частная коллекция.
  • Стол. 1920-е. Частная коллекция.
  • Стул. По проекту Б.Иофана для Дома Правительства («Дома на Набережной»). Конец 1920-х гг. Частная коллекция.
  • Занавес Большого театра. По эскизу Ф.Федоровского. 1937. Частная коллекция.
  • Плакат «Да здравствует III Коммунистический Интернационал!». 1919. Частная коллекция.
  • Когда: 30 марта – 29 мая 2017
    Где: Москва, ул. Петровка, 20/1

    читайте также

    Комментарии