Куда идти во время 7-й Московской биеннале современного искусства

7-я Московская биеннале современного искусства – главное арт-событие этой осени. 19 сентября в Третьяковской галерее на Крымском Валу стартует ее основной проект “Заоблачные леса”, среди звездных участников которого – американкий художник Мэтью Барни, автор завораживающих световых инсталляций Олафур Элиассон и певица Бьорк. Параллельная программа биеннале включает в этом году 72 проекта на разных площадках. Рассказываем о выставках, которые нельзя пропустить. 

1. “Заоблачные леса” в Новой Третьяковке

Когда: 19 сентября – 18 января 2018 | Где: Третьяковская галерея (Крымский Вал, 10)

Центральный проект биеннале – выставочный блокбастер “Заоблачные леса” – посвящен взаимодействию людей в эпоху новейших цифровых технологий. Куратор выставки Юко Хасегава, директор Музея современного искусства в Токио, размышляет над темой глобального и локального. В ее трактовке “заоблачные леса” – это новое пространство вне географических и культурных границ, которое становится возможным благодаря достижениям цифровой эпохи: глобальной сети, технологиям дополненной и виртуальной реальности, облачным технологиям. 

Майкл Наджжар. Космический сад, 2013.

Майкл Наджжар. Космический сад, 2013.

Самый громкий проект выставки (всего для нее было отобрано более 200 работ) – дебютировавшая в 2016 году иммерсивная инсталляция Bjork Digital. Серия панорамных видео с использованием объемного звука и VR, основанная на композициях из последнего альбома певицы Vulnicura, погружает в фантастические ландшафты творческого мира Бьорк. Другая знаменитость, датско-исландский художник Олафур Элиассон, представляет три новые работы из серии “Пространство резонирует от нашего присутствия”, в которой игра света и цвета дарит зрителю новый сенсорный опыт.  

Инсталляция Bjork Digital.

Инсталляция Bjork Digital.

2. Template of Life на “Винзаводе”

Когда: 20 сентября – 22 октября 2017 | Где: Центр современного искусства “Винзавод”, Цех красного (4-й Сыромятнический пер., 1/8) 

Творчество дуэта Recycle Group, лауреатов Премии Кандинского, участников 57-й Венецианской биеннале, созвучно главной теме основного проекта. Художников Андрея Блохина и Георгия Кузнецова интересует феномен виртуальной среды, подчиняющей человека своей власти. В 2015 году в Венеции они показали инсталляцию Conversion – огромную скульптуру в виде логотипа Facebook, помещенную в алтаре старинной церкви вместо распятия, а этим летом выступили в Пушкинском музее с большой выставкой Homo Virtualis. Новый проект краснодарской арт-группы – Template of Life – позволит зрителю на себе почувствовать боль отключения компьютера от сети и стать участником процесса его трагического выхода из рабочего состояния. Инсталляция в виде длинной черно-белой капсулы с помощью аудио- и видеоэффектов погрузит зрителя в состояние электронной машины, устройства, без которого немыслима жизнь современного человека. Инсталляция будет показана в рамках выставочного цикла “Прощание с вечной молодостью”, который представляет искусство молодых, но уже известных художников и закрепляет за ними статус уже сложившихся и зрелых авторов. 

Инсталляция Template of Life, 2017.

Инсталляция Template of Life, 2017.

3. “Дэниел Аршам. Архитектура в движении” на ВДНХ 

Когда: 30 сентября – 8 января 2018 | Где: павильон № 67, ВДНХ 

В павильоне “Карелия” на ВДНХ покажут инсталляцию одного из самых известных американских художников нового поколения – Дэниела Аршама. Выставка, для которой он специально создаст девять новых работ,  – совместный проект со знаменитой парижской галереей Perrotin, которая представляет молодого автора. Выпускник Высшей школы дизайна и архитектуры в Майами, Дэниел Аршам известен громкими коллаборациями. 

Инсталляция Hourglass, 2017.

Инсталляция Hourglass, 2017.

В качестве сценографа сотрудничал с легендарным хореографом Мерсом Каннингемом, спектакли для которого в разное время оформляли Роберт Раушенберг и Энди Уорхол; проектировал интерьеры бутиков для Louis Vuitton, Calvin Klein, Dior Homme; разрабатывал дизайн альбомов для Фаррелла Уильямса. В Москве Дэниел Аршам покажет работы в своем любимом жанре пространственной инсталляции. Советский павильон он превратит в медитативное белое пространство, наполненное трехмерными “обманками” в духе Дали и Магритта: стены будут, подобно мягким тканям, завязываться в узлы и “волноваться” драпировками. 

Скульптура Bound Figure, 2014. Фото: Pippy Houldsworth Gallery.

Скульптура Bound Figure, 2014. Фото: Pippy Houldsworth Gallery.

4. “Джозетта Фиорони. 60-е в Риме” в MMOMA 

Когда: до 22 октября 2017 | Где: Музей современного искусства (Петровка, 25) 

Итальянская художница Джозетта Фиорони – ключевая фигура итальянской арт-сцены 1960–1970-х годов. Подруга абстракциониста Сая Твомбли и муза модного Дома Valentino, в этом году она отмечает 85-летие. Большая ретроспектива художницы в Музее современного искусства прослеживает ее эволюцию от абстракции к радикальным работам 1970-х и знакомит с центральным явлением в творчестве Фиорони – “римским поп-артом” 1960-х. 

Girl under the stars, 1969

Girl under the stars, 1969

В ее трактовке агрессивный и навязчивый стиль приобретает лирическое звучание. Используя характерные приемы поп-арта, она создает нежные монохромные образы (большая серия работ написана серебряной алюминиевой краской) и находит вдохновение в классическом искусстве, заимствуя женские образы с картин Боттичелли, Карпаччо, Пьеро ди Козимо.

The Wait, 1969

The Wait, 1969

5. Константин Бранкузи. Скульптуры, рисунки, фотографии, фильмы из собрания Центра Помпиду 

Когда: до 12 ноября 2017 | Где: Мультимедиа Арт Музей, Москва (Остоженка, 16) 

Выставка в Мультимедиа Арт Музее раскрывает талант великого скульптора через созданные им фотографии, фильмы и рисунки; из скульптурных работ на выставке представлены четыре: знаменитая “Спящая муза” (1910), “Прометей” (1911), “Торс молодого человека” (1923) и “Табурет” (1928). “Зачем писать о моих скульптурах? Почему просто не показать фотографии?” – говорил Бранкузи, уверенный, что именно фотография способна передать суть его работ. Художник всегда был увлечен новейшими медиа, подчеркивают организаторы выставки. В своей парижской мастерской он устраивал перформансы, которые снимал на кинопленку, устанавливал скульптуры на вращающиеся постаменты, экспериментировал с зеркалами, умножавшими отражения его отполированных до блеска скульптур, и фотографировал их в разных ракурсах. Наставником и помощником его фотоэкспериментов выступал знаменитый Ман Рэй. 

Константин Бранкузи, Спящая муза, 1910. Полированная бронза. Дар баронессы Рене Ираны Франшон, 1963. Собрание: Центр Помпиду, Париж <br />
Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества © Наследство Бранкузи - все права защищены (Adagp), 2017<br />
Фотография © Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества / Адам Жепка / Распространение: Объединение национальных музеев — Гран Палэ

Константин Бранкузи, Спящая муза, 1910. Полированная бронза. Дар баронессы Рене Ираны Франшон, 1963. Собрание: Центр Помпиду, Париж
Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества © Наследство Бранкузи - все права защищены (Adagp), 2017
Фотография © Центр Помпиду, Национальный музей современного искусства — Центр Промышленного творчества / Адам Жепка / Распространение: Объединение национальных музеев — Гран Палэ

Текст: Дарья Самойлова

читайте также

Комментарии