Экспозиция в музее ДПИ: “Русский стиль. От историзма к модерну”

20 октября во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открывается новая постоянная экспозиция под названием “Русский стиль. От историзма к модерну”. Рассказываем, какие сокровища настоящего русского стиля вы сможете там увидеть. 

Камин (керамическая облицовка) “Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем”, составленная из майоликовых изразцов. Автор модели М. А. Врубель. Абрамцевская гончарная мастерская. Конец XIX – начало XX века. Майолика, глазури цветные, рельеф. ВМДПНИ.

В первую очередь приятно то, что экспозиция разместится в современном музейном пространстве, созданном внутри архитектурного шедевра эпохи классицизма – главном доме усадьбы Остерманов на Делегатской улице в Москве. Между прочим, дом графа Ивана Андреевича Остермана посещал император Александр I в ноябре 1809 года. 

Набор для напитков в русско-византийском стиле (блюдо, графин, стопки).
1870-е, ИСЗ, по рис. И. Монигетти. ВМДПНИ.

Экспозиция будет состоять из уникальных предметов русского и неорусского стиля, собранных из коллекции музея: это изделия из металла, дерева и керамики, предметы интерьера, графика, образцы тканей, костюмы и игрушки. 

Братина “Петух” Автор эскиза А. Я. Головин. Художественная гончарная мастерская “Абрамцево”. Конец 1890-х годов. Майолика, рельеф, глазурь цветная, обжиг восстановительный, позолота. ВМДПНИ.

Главная задача экспозиции – познакомить зрителя с понятием “русский стиль” в общеевропейском контексте и продемонстрировать его эволюцию от историзма 1830–1870-х годов до неорусского стиля (1880–1900-е), граничащего с модерном. 

Буфет. Московская губ., Сергиев Посад. Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства. Конец 1900-х – 1910-е годы. Автор рисунка С. В. Малютин. Дерево (береза), резьба плоскорельефная, тонировка, вощение.
ВМДПНИ.

 

Каждый зал нового музейного пространства посвящен своей теме и эпохе. В зале “Народное искусство” будут представлены предметы из собрания Кустарного музея: прялки, набойки и пряничные доски, керамика, народный костюм и образцы тканей XIX века. Зал “Историзм” расскажет о первом этапе развития русского стиля, известного под названием “русско-византийского” – в основном это воспроизведения крестьянской вышивки в декоре и использование атрибутов крестьянского быта в предметах мебели. 

Шкафчик с изображением ветвей граната. Автор проекта Е. Д. Поленова.
Московская губ., Абрамцево. Абрамцевская столярная мастерская. Конец XIX - начало XX века. 1880-е годы. Дерево (липа), резьба контурная, резьба трехгранно-выемчатая, подкраска, вощение. ВМДПНИ.

Еще одна важная веха развития русского стиля связана с эстетикой национально-романтического направления стиля модерн – того самого стиля, который мы связываем с рубежом XIX и XX веков, журналом “Мир Искусства”, “Русскими сезонами” Дягилева, Федором Шехтелем, Львом Кекушевым и другими. В экспозиции она представлена работами художников Абрамцевского кружка, организованного Саввой Мамонтовым – известным поклонником модерна. Посетители смогут увидеть работы Михаила Врубеля, Валентина Серова, Николая Рериха и других художников этого кружка. Один из главных экспонатов центрального зала – майоликовый камин Михаила Врубеля “Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича”. 

Братина в псевдорусском стиле. 1890-е, Дятьковский завод. По эскизу Е. Бём.

“Визитной карточкой” участников Талашкинской мастерской – еще одного творческого объединения, целиком посвятившего себя модерну, – является резьба по дереву. В экспозиции будет представлена резная мебель и их искусно выполненные мелкие вещи – шкатлуки, ковши, рамки. 

Кресло “Тише едешь, дальше будешь” (“Дуга,  топоры, рукавица”). По проекту В. П. Шутова 1871 года. Россия, последняя треть XIX века. Дерево, резьба, тонировка.

Завершает новую экспозицию зал, посвященный деятельности Московского кустарного музея, который в начале XX века стал главным творческим центром, отвечающим за русский стиль. Все музейное пространство в целом будет представлять собой настоящую панораму художественных направлений и школ, которые объединяет одна важная тема – эволюция крупнейшего художественного стиля модерн.  

Головин Александр Яковлевич. Блюдо с растительным орнаментом. 1898–1899 годы. Абрамцевская гончарная мастерская. Майолика, рельеф, цветные глазури, позолота.

Новая постоянная экспозиция была официально открыта совместно с модным Домом Ulyana Sergeenko. В заключительной части выставки представлено несколько избранных платьев дизайнера Ульяны Сергеенко, в которых умело интерпретированы такие традиционные технологии, как вологодское кружевоплетение, вышивка жемчугом и бисером и крестецкая вышивка. 

Экспозиция.

Уже на следующей неделе начнет работу Центр моды и дизайна со специально разработанной программой “Все грани русского стиля”. Музей будет приглашать современных российских дизайнеров, и они будут рассказывать о своих проектах и попробуют ответить на вопрос: “Что такое русский стиль сегодня?” 


Когда: 20 октября 2017 года
Где: Москва, ул. Делегатская, 3, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

читайте также

Комментарии