Ленин и кока-кола: Александр Косолапов в ММОМА

Первая персональная выставка русско-американского художника Александра Косолапова откроется в ММОМА 29 ноября. 

“Ленин-кока-кола”. 1982. Холст, акрил. 117 х 188.
Tsukanov Family Foundation, Лондон.

В 1974 году Александр Косолапов сделал свой первый соц-артовский объект — “Учись, сынок!”. Человек в форме советского офицера, но без лица наставляет своего сына, одетого в такую же серо-суконную форму и сидящего за столом с казенной лампой. Следом появилась “Аврора” — картонная коробка с изображением героического корабля, но с неожиданным содержимым: внутри наивный пейзаж, собранный из мусора, найденного на помойке. Соединение героического и лирического, иронии и наива, пафоса и мещанства стало “фирменным блюдом” художника.

А. Косолапов. Учись сынок. 1973.
Смешанная техника. 20,5 х 17/7 х 4.
Собрание Симоны Сохранской, Москва.

В Америке, куда Косолапов уехал в 1975 году, это блюдо оказалось настолько острым, что художник чуть не попал под суд: компания “Кока-кола” увидела в его работе, соединяющей профиль Ильича с бутылкой кока-колы, диффамацию своего продукта.

А. Косолапов. “Горби” (золотой). 1989.
Холст, акрил, шелкография. 172,2 х 142,2.
Частное собрание, Женева.



Выставка открывается именно этой работой: по замыслу авторов экспозиции, она должна подготовить посетителей к тому, что им предстоит увидеть. Проект демонстрирует 120 произведений из государственных и частных коллекций и охватывает сорок лет творчества пионера соц-арта.

А. Косолапов. “Малевич — Черный квадрат”, 1987.
Холст, масло. 119,5 х 173.

В тринадцати залах ММОМА последовательно раскрывается творческая биография художника: от первых экспериментов в построении бинарных систем к политическому соц-арту периода эмиграции. Переломным моментом куратор выставки, американский арт-критик и поэт Картер Рэтклиф, и архитектор Сергей Ситар считают разгром “Бульдозерной выставки”. Этому эпизоду посвящен второй зал, в котором выстроена инсталляция “Бульдозер-шоу”.

А. Косолапов. “Русский революционный фарфор”, 1992.
Глазурованный фарфор, эмаль. 46 x 35,5 х 33 (каждый).
Собрание автора.

Остальные одиннадцать залов отданы американским работам, в которых Александр Косолапов продвигает свою ключевую теорию — об идентичности советского строя и капиталистического империализма. У публики они вызывают самые разные реакции, от восторга до возмущения. Транспарант “Да здравствует диктатура пролетариата”, который Косолапов и остальные участники группы “Страсти по Казимиру” вывесили на время одного из перформансов, заставил беспокоиться даже агентов ФБР. 

А. Косолапов. “Русский революционный фарфор”, 1992.
Глазурованный фарфор, эмаль. 46 x 35,5 х 33 (каждый).
Собрание автора.

А. Косолапов. “Русский революционный фарфор”, 1992.
Глазурованный фарфор, эмаль. 46 x 35,5 х 33 (каждый).
Собрание автора.

А. Косолапов. McLenin's Next Block, 1991.
Холст, акрил, 178 х 91.

А. Косолапов. “Мики Малевич”, 2006.
Дерево, бронза. 152 х 52,7 x 57.
Собрание галереи Vallois, Париж.

А. Косолапов. Malevich — Malboro, 1997.
Холст, акрил 122 х 108.
Собрание Московского музея современного искусства.

А. Косолапов. “Голубая икра”, 1991.
Холст, акрил. 144 х 162.
Собрание Московского музея современного искусства.

А.Косолапов. “Икра-Леф”. 1982. Собрание автора.

А.Косолапов. “Икра-Леф”. 1982. Собрание автора.

читайте также

Комментарии