Легенды Монпарнаса в Музее Фаберже

25 ноября в Музее Фаберже откроется выставка “Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса” — живопись Парижской школы из собрания коллекционера Йонаса Неттера. 

Амедео Модильяни. Портрет рыжеволосой девушки (Жанна Эбютерн), 1918. Pinacotheque de Paris.

Меценат и коллекционер Йонас Неттер (1868–1946) сыграл одну из ключевых ролей в истории Парижской художественной школы 1910–1920-х годов. Прагматичный предприниматель и человек тонкого вкуса, он был первым, кто оценил талант Модильяни, Хаима Сутина, Мориса Утрилло — художников, в свое время непопулярных и непонятых, впоследствии же признанных выдающимися мастерами XX века.  

Амедео Модильяни. Портрет Жанны Эбютерн, 1918. Pinacotheque de Paris.

Уникальная коллекция, собранная Неттером, включает работы Модильяни, Кислинга, Мориса Вламинка, Андре Дерена, Сюзанны Валадон и других легендарных художников, сформировавшихся в атмосфере творческой свободы парижского Монпарнаса — центра артистической и интеллектуальной жизни 1910–1920-х годов.

Амедео Модильяни. “Девочка в голубом”, 1918. Pinacotheque de Paris.

После смерти Неттера коллекция не выставлялась более 70 лет и только в последние годы стала доступна публике. В начале 2010-х годов прошли крупные выставки в Париже, Риме, Милане. Теперь редкое собрание покажут в России: всего 120 произведений, составляющих ядро коллекции. Курирует проект историк искусства Марк Рестеллини, крупнейший в мире эксперт по творчеству Амедео Модильяни.

Амедео Модильяни. “Эльвира с белым воротничком”, 1917-1918. Pinacotheque de Paris.

Собрание Йонаса Неттера стало результатом сотрудничества коллекционера с арт-дилером Леопольдом Зборовски, с которым он познакомился в 1915 году. Опираясь на финансовую поддержку предпринимателя, Зборовски заключал с художниками контракт: они получали ежемесячное жалованье и деньги на аренду мастерской, а взамен отдавали все созданные за это время работы (тогда для многих художников подобный договор означал спасительную возможность продолжать заниматься живописью). 

Амедео Модильяни. Портрет Хаима Сутина, 1916. Pinacotheque de Paris.

Увлечение Неттера мастерами Парижской школы способствовало переоценке их творчества, появлению спроса на созданные ими работы и, как результат, формированию нового сегмента арт-рынка. Сегодня цены на мастеров Парижской школы бьют рекорды. В 2009-м “Две девочки” Модильяни из коллекции Неттера были проданы на аукционе Christie’s за 6 миллионов 537 тысяч фунтов стерлингов, а в 2015-м его “Лежащая обнаженная” ушла с молотка за рекордные 113 миллионов долларов.

Хаим Сутин. “Бычья туша”. Около 1920. Pinacotheque de Paris.

Хаим Сутин. “Подвешенный заяц”. Около 1923. Pinacotheque de Paris.

Хаим Сутин. “Красная лестница в Кань”. Около 1918. Pinacotheque de Paris.

Хаим Сутин. “Сумасшедшая”. Около 1919. Pinacotheque de Paris.

Морис Утрилло. “Церковная площадь в Монманьи”. Около 1907. Pinacotheque de Paris.

Морис Утрилло. “Ворота Сен-Мартен”. Около 1918. Pinacotheque de Paris.

Андре Дерен. “Большие купальщицы”, 1908. Pinacotheque de Paris.

Моисей Кислинг. Мужской портрет (Йонас Неттер), 1920. Pinacotheque de Paris.

Где: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 21, Музей Фаберже
Когда: 25 ноября 2017 – 25 марта 2018

читайте также

Комментарии