Революции посвящается: 9 важных выставок в Москве

К столетию русской революции 1917 года московские музеи подготовили обширную программу. Искусство авангарда 1910–1920-х годов, питавшееся революционным пафосом строительства нового мира, поможет прочувствовать и осмыслить переломную эпоху. На разных площадках – выставки, книжные презентации и фильмы в формате VR. Публикуем самый полный гид “революционных” проектов.

“Эль Лисицкий”

16 ноября 2017 – 18 февраля 2018 | Новая Третьяковка (Крымский Вал, 10) и Еврейский музей и центр толерантности (ул. Образцова, 11)

Главная выставка этой осени, посвященная искусству авангарда, – масштабная ретроспектива Эля Лисицкого. Художник, архитектор, дизайнер, фотограф, в свое время ученик Малевича, он придал геометрической абстракции новый импульс, выведя ее из плоскости холста в трехмерное пространство. Выставка проходит одновременно на двух площадках – в Новой Третьяковке и Еврейском музее и центре толерантности. На Крымском Валу можно увидеть знаменитые проуны (проекты утверждения нового), в том числе и живописные из коллекции европейских музеев (в России их показывают впервые), фотографии и архитектурные проекты. В Еврейском музее – иллюстрации Лисицкого к книгам на идиш и изданиям Культур-лиги, фотоколлажи, агитплакаты, документы. Подробнее о выставке и больше фотографий.

Эль Лисицкий, “Клином красным бей белых”, 1920. Витебск. Плакат, цветная литография. Российская государственная библиотека.

“Малевич. Не только черный квадрат”

24 ноября 2017 – 25 февраля 2018 | Павильон “Рабочий и колхозница” на ВДНХ (пр-т Мира, 119)

Амбициозный выставочный проект посвящен самому известному художнику русского авангарда. В экспозиции работы из частных собраний и музеев Саратова, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, шедевры из Эрмитажа, Русского музея и ГМИИ им. Пушкина. Представлена ранняя живопись в духе “Синего всадника”, увлечение кубизмом и футуризмом, новаторский супрематизм и совсем неожиданные работы, такие как “патриотический лубок” (плакаты и открытки, созданные в начале Первой мировой войны) и флакон одеколона “Северный”, разработанный Малевичем в 1910-х годах для “Товарищества “Брокар и Ко”. 

Слева направо: Казимир Малевич, “Косарь”, 1912, Нижегородский государственный художественный музей; “Дама и рояль”, 1913, Красноярский художественный музей имени В. И. Сурикова.

“Яков Чернихов. Образы архитектуры”

10 ноября 2017 – 4 февраля 2018 | Музей архитектуры имени А. В. Щусева (Воздвиженка, 5)

Яков Чернихов – ключевая фигура архитектурной футурологии 1920-х годов. Его графические фантазии предвосхищают не только формы современной архитектуры, но и саму эстетику цифрового проектирования. На выставке в МУАР собраны основные графические циклы художника: “Эксприматика”, “Аристография”, “Конструкция архитектурных и машинных форм”, “Дворцы коммунизма” и другие. Графику из архива Фонда им. Якова Чернихова, коллекции музея и частных собраний дополняют современные модели, созданные на основе футуристических композиций мастера.

Яков Чернихов, композиция 95 из цикла “Архитектурные фантазии. 101 композиция”, 1929-1933. Архив Архитектурного благотворительного фонда им. Якова Чернихова.

“Модернизм без манифеста. Часть 2: Ленинград”

28 ноября 2017 – 14 января 2018 | ММОМА (Петровка, 25)

Музей на Петровке продолжает показывать собрание Романа Бабичева, одну из самых значительных личных коллекций русского искусства XX века. Вторая часть выставки “Модернизм без манифеста” посвящена ленинградской школе 1920–1950-х годов – явлению, которое широкой публике почти неизвестно. В экспозиции – работы художников, отказавшихся встроиться в художественную систему соцреализма, а потому лишенных любой возможности выставляться. В их работах 1930–1950-х годов живут традиции русского авангарда, восходящие к творчеству Казимира Малевича, Павла Филонова, Кузьмы Петрова-Водкина.

Эдуард Криммер, “Две крестьянки”, 1929–1932. Холст, масло. 50 х 50.

“Авангардстрой. Архитектурный ритм революции”

1 декабря 2017 – 1 апреля 2018 | Музей архитектуры имени А. В. Щусева (Воздвиженка, 5)

Революционный пафос послужил мощнейшим импульсом к расцвету архитектуры авангарда. Проектирование домов-небоскребов, дворцов Советов, рабочих клубов, домов-коммун, фабрик-кухонь соотносилось с идеей созидания человека новой формации. Яркая и смелая эпоха запечатлена в работах братьев Весниных, Ивана Леонидова, Константина Мельникова, Николая Ладовского, Моисея Гинзбурга, братьев Голосовых. Их архитектурную графику покажут в МУАР наряду с архивными документами, фотографиями и видеоматериалами тех лет. Дизайн экспозиции разработан мастерской Тотана Кузембаева.

Сверху вниз: жилой дом РЖСКТ “Организатор”, М. И. Мотылёв; проект комбината издательства и газеты “Правда”, 1930-1935, П. А. Голосов.

“Архив Харджиева”

До 30 января | Фонд In Artibus (Пречистенская наб., 17)

Часть собрания Николая Харджиева, легендарного коллекционера, которому в 1930-е годы удалось спасти и сохранить множество документальных материалов, связанных с авангардом, выставлена в фонде In Artibus. Рукописи и черновые записи Казимира Малевича и Эля Лисицкого, письма Нины Коган к Петру Митуричу, дневники, наброски, рисунки, автографы – корпус редчайших документов впервые оказался доступен для исследователей и публики (по воле Харджиева, эмигрировавшего в Голландию в 1990-е годы, оставшаяся в России половина собрания была “закрыта” на 25 лет). Сейчас она частично опубликована. Первая книга трехтомника “Архив Н. И. Харджиева. Русский авангард: материалы и документы из собрания РГАЛИ”, подготовленная фондом в сотрудничестве с Государственным архивом литературы и искусства, будет представлена на книжной ярмарке Non/fiction.

“Третьяков.doc. К 125-летию Сергея Третьякова”

16 ноября 2017 – 4 февраля 2018 | Мультимедиа Арт Музей (Остоженка, 16)

Выставка “Tретьяков.doc” проходит параллельно с одноименным фестивалем, посвященным творчеству Сергея Третьякова. Один из лидеров авангарда 1910–1920-х годов, писатель, сценарист, драматург, участник ЛЕФа (“Левого фронта искусств”), он сотрудничал с Маяковским и Мейерхольдом, Эйзенштейном и Родченко. Показанные в МАММ афиши, эскизы костюмов, проекты театральных декораций, фотографии спектаклей, к которым был причастен Третьяков, дают представлениях о его новаторском подходе, опередившем время: в постановках стиралась грань между зрителем и актером, использовались кинопроекции на театральный задник, а декорациями служили настоящие мотоциклы и пулеметы. Подробнее о выставке и больше фотографий.

“Революция 360”

2–4 декабря | Центр дизайна Artplay (Н. Сыромятническая, 10)

В центре дизайна Artplay предлагают погрузиться в события 1917 года с помощью технологий VR. В течение трех дней здесь показывают серию панорамных видео: восемь постановочных эпизодов перенесут участников интерактивного проекта “Революция 360” во времени и пространстве. В съемках приняли участие известные актеры кино, за кадром звучат голоса Гарика Сукачева и Олега Гармаша. Проект, подготовленный телеканалом RT, сопровождает выставка фотографий – 13 исторических снимков 1917 года, отретушированных современными специалистами. Параллельно в Artplay пройдет и ставшая традицией мультимедийная выставка. На этот раз она посвящена художникам рубежа веков и носит название “Великие модернисты. Революция в искусстве”.

Полуразрушенный Малый Николаевский дворец, 1917.

“Путешествие в утопию. Дом Наркомфина”

По выходным в течение декабря

Образовательный проект “Москва глазами инженера” проведет экскурсии по знаменитым памятникам авангарда 1920-х годов. Можно попасть внутрь экспериментального дома Наркомфина, который мыслился как образец нового бытового устройства (обычные квартиры заменены здесь двухуровневыми жилыми ячейками, а жилой корпус дополнен отдельным коммунальным блоком с общей кухней-столовой, спортивным залом, клубной комнатой), и узнать историю клуба Русакова, первого из пяти рабочих клубов, построенных Константином Мельниковым в Москве. Подробное расписание на сайте проекта.

Нажмите на фото, чтобы прочитать подробнее о доме.

Фото: архивы пресс-службы

читайте также

Комментарии