Галерея Эрмитаж на ярмарке дизайна Design Miami/Basel

Ярмарка Design Miami/Basel расположилась в этом году в новом колоссальном строении, возведенном знаменитыми архитекторами Жаком Херцогом и Пьером де Мероном. Можно подумать, что организаторы планируют серьезную экспансию. Однако директор ярмарки Марианна Гебель уверила меня, что они вовсе не стремятся к расширению. 

Совместный стенд галерей Steinitz и Carpenters Workshop Gallery. В глубине — шкаф Chartres, дизайн Studio Job, 2009–2012. На потолке — люстра Fragile Future, дизайн студии DRIFT, 2011

Совместный стенд галерей Steinitz и Carpenters Workshop Gallery. В глубине — шкаф Chartres, дизайн Studio Job, 2009–2012. На потолке — люстра Fragile Future, дизайн студии DRIFT, 2011

Так, в этом году отказ в участии получили более тридцати галерей. Качество – вот девиз, которым руководствуется куратор Крейг Робинс и его команда, уже восемь лет делающие элитное шоу под названием “Коллекционный дизайн”. Действительно, если присмотреться, состав участников, по крайней мере хедлайнеров, не меняется. 
Люстра Mandala, дизайн Willowlamp, галерея Southern Guild

Люстра Mandala, дизайн Willowlamp, галерея Southern Guild

Так же медленно эволюционируют и тренды: ар-деко, за которым охотились коллекционеры пять лет назад, во время моего первого приезда, постепенно уступило место скромному функционализму 1950-х. Этот тренд был самым заметным на выставке.

Комод Kassena Server, дизайн Dokter and Misses, галерея Southern Guild

Комод Kassena Server, дизайн Dokter and Misses, галерея Southern Guild


Одна из наиболее значимых и интересных галерей, работающих в этом направлении, – Dansk Møbelkunst Gallery. Именно ее экспозицию пять лет назад скупил на корню Роман Абрамович. 

Напольная лампа G23, дизайнер Пьер Гариш, 1951, Galerie Pascal Cuisinier

Напольная лампа G23, дизайнер Пьер Гариш, 1951, Galerie Pascal Cuisinier

В этом году галерея представляла одного из главных дизайнеров ХХ века – датчанина Финна Юля. Оценивались его революционные творения от €12 000 до €100 000 за предмет. Кроме датчан тему функционализма с успехом поддержала французская Galerie Pascal Cuisinier, показав на своем стенде французский авангард 1950-х. 

Комод 219, дизайнер Ален Ришар, 1953, Galerie Pascal Cuisinier

Комод 219, дизайнер Ален Ришар, 1953, Galerie Pascal Cuisinier

Галерея работает и с наследием таких широко известных художников, как Пьер Гариш, Рене Жан Кайет, Пьер Полен, и открывает рынку новые имена – Жозеф Андре Мот, Мишель Мортье, Антуан Филиппон и др.

Скамья 118, дизайнер Пьер Полен, 1953, Galerie Pascal Cuisinier

Скамья 118, дизайнер Пьер Полен, 1953, Galerie Pascal Cuisinier

Другой специалист по французскому дизайну, Патрик Сеген (Galerie Patrick Seguin), показал прототип жилого низкобюджетного и быстровозводимого дома по проекту Жана Пруве. 

Стенд галереи “Эритаж”

Стенд галереи “Эритаж”

Дизайнер разработал его в 1954 году по заказу правительства как ориентир для массового производства и быстрого решения проблем обеспечения жильем нуждающихся. Дом площадью 50 м² включал в себя кухню, ванную, две спальни и гостиную. Однако возводимый за семь часов жилой дом оказался слишком революционным для своего времени и остался только лишь прототипом.

Эскиз вазы для одной из резиденций Иосифа Сталина, Борис Смирнов, 1930-е, галерея “Эритаж”

Эскиз вазы для одной из резиденций Иосифа Сталина, Борис Смирнов, 1930-е, галерея “Эритаж”

Стоит ли говорить, что сегодня это “малобюджетное жилье” стоит несколько миллионов, но это не помешало ему найти своего покупателя уже на открытии.

Кресло из интерьеров  Центрального театра Красной Армии, дизайнер Каро Алабян, 1934–1940,  галерея “Эритаж”

Кресло из интерьеров  Центрального театра Красной Армии, дизайнер Каро Алабян, 1934–1940,  галерея “Эритаж”

Одним из “тяжеловесов” ярмарки является берлинская Galerie Ulrich Fiedler. Галерея специализируется на авангардном периоде, представляя таких мировых звезд музейного уровня, как Геррит Ритвельд, Рене Эрбст, Марсель Брёер, Жан Бюркхальтер.

Письменный стол  из обстановки квартиры  в доме Министерства обороны на Фрунзенской набережной, 1952,  галерея “Эритаж”

Письменный стол  из обстановки квартиры  в доме Министерства обороны на Фрунзенской набережной, 1952,  галерея “Эритаж”

Несмотря на общий тренд – ХХ век, на выставке есть место и антиквариату, и современному дизайну. Одним из интересных экспериментов стала кооперация двух галерей: известной, специализирующейся на антиквариате парижской Steinitz и молодой лондонской Carpenters Workshop Gallery, продвигающей креативные ­проекты молодых дизайнеров и идею “функциональ­ной скульптуры”. 

Стакан “Я грамотный”, 1930-е, галерея “Эритаж”

Стакан “Я грамотный”, 1930-е, галерея “Эритаж”

Меня особенно вдохновил этот стенд, так как он отражал абсолютно актуальную и очень важную идею эклектики.

Сборный дом Maison des Jours Meilleurs, архитектор Жан Пруве, 1954, Galerie Patrick Seguin

Сборный дом Maison des Jours Meilleurs, архитектор Жан Пруве, 1954, Galerie Patrick Seguin

Открытием ярмарки в этом году стали южноафриканские дизайнеры. Основанная в 2008 году галерея Southern Guild демонстрирует самые креативные проекты ведущих дизайнеров из ЮАР, использующих экоматериалы и вдохновляющихся африканской эстетикой, и поддерживает тем самым моду на африканское искусство.

Кресло Chieftain, дизайнер Финн Юль, 1949, Dansk Møbelkunst Gallery

Кресло Chieftain, дизайнер Финн Юль, 1949, Dansk Møbelkunst Gallery

Было бы несправедливо не сказать об участии “Эритаж”, единственной российской галереи, представленной на ярмарке. В прошлом году мы дебютировали с проектом “От авангарда к поставангарду: 1920–1960”, показав преемственность идей авангарда в советском функционализме.

Скульптурная консоль для цветов, дизайнер Жан Бюркхальтер, 1930, Galerie Ulrich Fiedler

Скульптурная консоль для цветов, дизайнер Жан Бюркхальтер, 1930, Galerie Ulrich Fiedler

В этом году “Эритаж” показала проект “Советский ампир 1930–1950”, авторскую мебель Николая Лансере и Каро Алабяна, подписной фарфор ЛФЗ с росписями Рудольфа Вильде, Николая Суетина, Михаила Адамовича и других, а также уникальное фаянсовое панно Исидора Фрих-Хара, созданное для фасада Дома политкаторжан в Москве. 

Сервант из стекла и проволоки, дизайнер Геррит Ритвельд, 1938–1939, Galerie Ulrich Fiedler

Сервант из стекла и проволоки, дизайнер Геррит Ритвельд, 1938–1939, Galerie Ulrich Fiedler

Наш стенд снова вызвал большой интерес у публики. Советский дизайн, конечно, не станет таким же трендом, как скандинавский и французский функционализм, но если нам удастся убедить людей в том, что он существовал, я буду считать свою миссию выполненной.

Напольная лампа с подвижным абажуром, дизайнеры Зигфрид Гидион и Хин Бредендик, 1932, Galerie Ulrich Fiedler

Напольная лампа с подвижным абажуром, дизайнеры Зигфрид Гидион и Хин Бредендик, 1932, Galerie Ulrich Fiedler

Фото: CARPENTERS WORKSHOP GALLERY & STEINITZ, Matthias Willi; Seth Browarnik; Архивы пресс-служб
опубликовано в журнале №9 (121) СЕНТЯБРЬ 2013

Комментарии