Век лофта

История в деталях: как фабричные цеха стали арт-сквотами, а потом – апартаментами голливудских звезд.

20-е годы

В это нелегко поверить, но самые “дорогие” нью-йоркские районы – Сохо и Трайбека – в начале XX века были почти непригодны для комфортной жизни. Они были заняты гигантскими промышленными предприятиями, которые производили рельсы и паровозные двигатели – словом, все то, что служило основой для стремительной индустриализации. Однако постепенно цена на землю в городе увеличивалась, фабриканты покидали насиженные места, оставляя за собой пустые цеха и заводы. Первым разглядел потенциал будущих лофтов Эли Жак Кан – американский архитектор, автор проекта каждого второго классического нью-йоркского небоскреба. Нет, он не начал превращать лофты в пригодные для жизни и работы пространства, он стал строить дома и офисы по образу и подобию фабричных зданий, смешивая индустриальный шик, уходящее ар-нуво и наступающее ар-деко.

Век лофта

30-е годы

Межвоенный период стал знаковым для лофтов. Во-первых, именно тогда появился сам термин. Во-вторых, жить в лофте стало синонимом причастности к касте художников. Старые фабричные помещения подходили для мастерских – огромные окна, отсутствие буржуазных соседей и возможность свободно “дышать” и творить были оценены по достоинству. Одним из первых художников, устроившихся в манхэттенских лофтах, был Джексон Поллок, великий бунтарь и великий же абстракционист. Он занимал (разумеется, нелегально) огромное помещение под крышей бывшей ткацкой фабрики и создавал там свои тревожные и эмоциональные картины. Уже женившись и переехав на ферму в пригороде, он сокрушался, что нельзя было перенести туда “ту бешеную энергию, которая сочилась из каждого кирпича той заброшенной фабрики”.

60-е годы

Здание, в котором располагался главный лофт арт-мира – “Фабрика” Энди Уорхола, – было снесено в середине 1980-х годов. Но его футуристические интерьеры с серебряными стенами и легендарным красным диваном вошли в историю. На “Фабрике” с 1963 по 1967 год обитали несколько десятков “суперзвезд Уорхола”, здесь же проходили бесконечные вечеринки с участием нью-йоркской богемы. Мик Джаггер, Сальвадор Дали, Трумен Капоте и многие другие были постоянными гостями и участниками создания мифа о творческом лофте, где позволено все.

Век лофта

90-е годы

Вслед за разгульной свободой прежних эпох пришло понимание того, что лофт действительно может служить местом, где легко совмещать жизнь, работу и творчество. Но к этому времени все лакомые фабрики в знаковых местах города оказались раскупленными и заселенными. Поэтому здания лофтового типа начали сооружать с нуля. Одним из классических примеров стал Палаццо Чупи в Гринвич-Виллидже, которое построил Джулиан Шнабель, режиссер, художник и бонвиван. Жильцов он собрал себе под стать –  на этаж ниже хозяйских апартаментов купил лофт Ричард Гир.

2000-е годы

Лофтовая лихорадка быстро охватила голливудских звезд. Джерард Батлер, отважный царь Леонид из “300 спартанцев”, например, купил гигантский манхэттенский лофт и обставил его так, что под индустриальной оболочкой явно просматривалось нежное сердце ценителя классического стиля. Так ему удалось доказать, что лофт может быть уютным.

2010-е годы

“Анфан террибль” от современного дизайна, Филипп Старк в своем парижском лофте не живет, а только работает. Ну или, по-крайней мере, так говорит его красавица жена и по совместительству пиар-агент Жасмин Старк. Здесь все устроено так же, как у дизайнера в голове, – эклектично, искрометно и слегка безумно. “Только в таком интерьере я могу сосредоточиться”, – говорит он, показывая открытую кирпичную кладку, которая служит фоном для хрустальной люстры. Кажется, он прочувствовал эстетику лофта лучше всех.

2015 год

В Москве реализуется проект лофт-квартала Aerolofts. В нем в равных долях сочетаются богемная индустриальность, классика георгианских фасадов и теплота натуральных материалов. Хотя лофты квартала и сдаются без отделки, их легко представить оформленными в любом стиле. Кому-то будет ближе брутальный модернизм, самое привычное обрамление архитектуры лофта, кто-то остановится на скандинавском минимализме, а кому-то подойдет спокойствие неоклассики. Проект будет завершен в 2016 году, и тогда можно будет смело заявить, что наш город обзавелся лофтами нового поколения по примеру Нью-Йорка или Парижа.

Век лофта

Читайте также предыдущую статью: Группа “Фабрика”

Комментарии