Презентация русского павильона на Венецинской биеннале

На прошлой неделе в "Боско-баре" в ГУМе был представлен проект (или, точнее, замысел) русского павильона на Венецианской архитектурной биеннале 2012 года. Экспозиция будет посвящена проекту иннограда Сколково и частично устроена на средства фонда "Сколково" (частично - на государственные). Презентация была одной из регулярных встреч, который фонд "Сколково" устраивает между членами своего Градостроительного совета и журналистами. Вкусно угощали, на столах лежали салфетки и блокноты с логотипами фонда.

Это удивляло. Национальная выставка на главном архитектурном фестивале мира - это культурное событие, часть государственной политики. Странно рассказывать о ней на фуршете в магазине дорогой одежды, в стиле корпоративного пиара.

Презентация русского павильона на Венецинской биеннале

Стилистическая, скажем так, неуклюжесть события - отражение и следствие неуклюжей ситуации, в которой оказались достойные комиссар и кураторы. Григорий Ревзин, комиссар русского павильона на Венецианской Биеннале с правом выбирать тему экспозиции, входит в градостроительный совет иннограда. В проектировании города принимают важное участие архитекторы Сергей Чобан и Сергей Кузнецов, одновременно - кураторы и проектировщики русской экспозиции на Биеннале. Фонд, строящий инноград, выступает главным ее спонсором. Это конфликт интересов. Считается, что конфликт интересов - это плохо.

Все возможные претензии к ситуации легко опровергнуть сильными аргументами, которые я тотчас же приведу, так как глубоко уважаю Григория Ревзина и Сергея Чобана, а фонд "Сколково" угощает очень вкусным сыром.

Григорий Ревзин - самый известный и уважаемый архитектурный журналист России. Справедливо, что министр культуры назначил его комиссаром русского павильона. Фонд "Сколково" взял Ревзина в свой Градостроительный совет после суровой критической статьи в газете, чтобы Ревзин сам исправил ошибки, на которые указывал в статье. Я считаю, прекрасный поступок!

Сергей Чобан - известный и опытный архитектор, автор первого русского небоскреба, и что плохого в том, что он проектирует русскую экспозицию в Венеции (к слову, технически очень сложную - никто другой, может, и не справился бы с такой задачей)? И что плохого в том, что он проектирует инноград? Чобан, Григорян, еще несколько русских, принимающих участие в этом проекте - самые талантливые архитекторы России. Кому еще поручить эту работу? Если не они, то кто?

В последние годы русская архитектура живет большими государственными проектами. Олимпийская стройка в Сочи - унылые проекты безвестных иностранных архитекторов, скандальные траты, радостная возня девелопров на подорожавших склонах. Остров Русский - лихорадочная проектная работа десятков архитектурных бюро, и в центре - анекдотическая фигура губернатора, который кричит: "Мне не нужен этот ваш модернизм. Дайте мне империю! Дайте мне державу!" Сколково - пышный букет иностранных архитекторов-звезд, украшенный скромным соцветием местных архитекторов-звезд, конкурсы, выводящие на свет таланты из глубинки, попытка адаптации "зеленых" технологий, хитрая интрига против СНиПов... Если не Сколково, то что? Сочи? Остров Русский? Нет, спасибо.

Не знаю, как вам, а мне и после этих аргументов продолжает казаться странной ситуация, в которую попали Ревзин, Чобан и Кузнецов: сами создают культурное событие, сами признают его наиболее значимым в стране, сами и рассказывают о нем на международных выставках. Это очень грустно, потому что я действительно уважаю этих людей и сожалею, что они попали в такое неловкое положение. Я бы им помог, но как? Помочь советом? Кто я такой, чтобы давать им советы?

Фото: Юлия Пешкова

Комментарии