Мнение: Алексей Волгов

Алексей Волгов из компании Art de Vivre рассказывает об истории появления ковров в России, традициях их использования и месте, которое они занимают в русской культуре.

Ковры с давних времен украшали жилища русских людей. Изначально это были циновки и коврики-дорож­ки, сделанные из старых тканей. Их основная функция заключалась в сохранении тепла в помещении и смягчении жесткости пола.

Алексей Волгов, управляющий салонами компании Art de Vivre.

Алексей Волгов, управляющий салонами компании Art de Vivre.

С установлением тесных торговых связей с Востоком в царских и боярских домах начинают появляться персидские и индийские ковры, турецкие килимы, китайские шелка, которыми обивали стены и мебель. В петровское время, когда в страну хлынул поток европейских предметов интерьера, ковры по-прежнему были восточного происхождения. Цены на них устанавливали немаленькие. Персидские, к примеру, стоили около пятнадцати рублей, а индийские, шитые золотыми и шелковыми нитями по бархату, — до тридцати пяти (а килограмм говядины в Санкт-Петербурге начала XVII века — всего три копейки). Известны случаи, когда персидские ковры прибивали гвоздями к полу. Это подчеркивает, что для русских дворян этот товар был не редкостью, а утилитарным изделием.

В эпоху Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны в интерьерах русских дворян встречаются “разноцветные малороссийской работы” ковры. Россия еще в XVII веке переняла западноевропейскую стилистику барокко, и мы можем предположить, что оттуда поступали изделия в “европейском” вкусе: с пышным букетом в центре и живописной гирляндой по бордюру. Такая схема узора пришлась русским людям по душе, совпала с эстетическими взглядами широких слоев населения и стала воспроизводиться в рукоделии — вышивке и коврах. Яркие чернофонные курские и тюменские изделия с середины XIX века входят в быт мещан, купцов, зажиточных крестьян. Ими украшают не только дома, но и сани.

Ковер “Тобольский сад. Лето”, овечья шерсть, 2014 год (200 × 300 см). <br />
Эскиз разработан в 1983‑м.

Ковер “Тобольский сад. Лето”, овечья шерсть, 2014 год (200 × 300 см).
Эскиз разработан в 1983‑м.

Ковры фигурируют и в живописи середины XIX — начала XX века, где воспроизводятся интерьеры усадеб и городских домов дворян. Здесь это не просто яркое пятно на полу, но точно и с мельчайшими подробностями воспроизведенная деталь интерьера, организующая пространство. Мы видим, как на одном ковре резвятся дети, другой обозначает рабочую зону, выступая за периметр письменного стола. В конце XIX века в некоторых комнатах Зимнего дворца ковры сплошь закрывали пол. С этой целью использовались как один большой, так и множество маленьких изделий, которые клали впритык друг к другу.

Коврами украшали не только пол, но и стены. В нашей памяти еще живы картинки интерьеров советской действительности, воспроизводящие представления наших мам и бабушек о том, как должен выглядеть интерьер квартиры обеспеченного семейства. Для многонационального государства, каким всегда была Россия, любой способ использования ковра в интерьере (на столе, полу, стене, диване или кресле) исторически обусловлен. Мы впитали в себя все эстетические представления разных народностей.

Компания Art de Vivre уже несколько десятилетий поставляет на российский рынок лучшие ковры со всего мира. Наши сотрудники — увлеченные “ковровым искусством” люди, разбирающиеся в традициях и современных тенденциях использования ковров. Мы каждый год участвуем в Антикварном салоне в ЦДХ и представляем редкие изделия. А в сентябре этого года в ГУМе провели выставку “Русские ковры”, посвященную искусству сибирского ковроткачества.

Ковер “Голубые розы”, овечья шерсть, 2015 год (200 × 300 см), эскиз разработан <br />
в 1985-м.

Ковер “Голубые розы”, овечья шерсть, 2015 год (200 × 300 см), эскиз разработан
в 1985-м.

Фото: архив пресс-службы
опубликовано в журнале №11 (145) Ноябрь 2015

Комментарии