Выставка “Прибытие кино в Россию” в Санкт-Петербурге

16 декабря в музее Фаберже Санкт-Петербурга под немые сигналы прибывшего поезда братьев Люмьер откроет свои двери выставка, посвященная зарождению кинематографа в России. Экспозиция позволит посетителям погрузиться в историческую атмосферу конца XIX – начала XX века: не просто увидеть киноленты, а прочувствовать, как воспринимали ошарашенные зрители те самые первые фильмы. Выставка “Прибытие кино в Россию” разделена на четыре части, связанные с ключевыми событиями прошлого.

Вход в кинотеатр

Вход в кинотеатр "Мулен-Руж" (Невский проспект, 51), фотограф Карл Булла, 1900-е годы.

1896 год

Открывает экспозицию 1896 год и коронация последнего российского императора Николая II, весь процесс которой братья Люмьер сумели заснять. Кино в Россию проникает в этот период с двух сторон: с одной – официально-торжественная церемония вступления главы государства на престол, с другой – развлекательно-коммерческие ленты Люмьеров. Обозревателем тех демонстраций стал Максим Горький, и теперь гости выставки через заметки писателя смогут погрузиться в атмосферу первых киносеансов.

1906 год

Вторая часть экспозиции переносит посетителей в следующее десятилетие, в окружение видовых кинолент и картин от французских режиссеров, снятых по мотивам русского фольклора. Сами сюжеты играют второстепенную роль, во главе стоят костюмы и живописные пейзажи, а происходящее на экране объясняется многословными надписями.

Афиша к киноленте

Афиша к киноленте "Стенька Разин", 1908.

1914–1918 годы

Период Первой мировой войны становится расцветом дореволюционного кинематографа, показанного в третьей части экспозиции. В ходу салонные мелодрамы, медлительные жесты Веры Холодной и замершие мизансцены, роскошные декорации. Но времени до перемен 1917 года остается все меньше.

После 1917 года

Молодое советское кино отбрасывает установки на театральность и литературность в пользу эффектного монтажа. Целью картин становится удар по восприятию зрителя и производимое впечатление. В фильме Сергея Эйзенштейна “Октябрь” матрос, прорвавшийся в Зимний дворец, проводит разгром в опочивальне императрицы. Великая эпоха российского немого кино заканчивается взрывом пуха и перьев в опочивальне последнего российского императора, с коронации которого эта эпоха и началась.

Проекционная аппаратура кинематографа “Пикадилли”. Фотограф Карл Булла, 1913 год.

Проекционная аппаратура кинематографа “Пикадилли”. Фотограф Карл Булла, 1913 год.

Помимо самих кинолент на выставке будут представлены интерьеры и декорации из ключевых фильмов времени, а также афиши, плакаты и монтажные листы столетней давности. Атмосферу поддержит музыкальное сопровождение оркестровой музыки. В ходе экспозиции запланирована программа лекций известных киноведов, а также мастер-классы для детей. Честь открытия выставки выпала российскому режиссеру и актеру Федору Бондарчуку.

Когда: 16 декабря 2015 года — 14 января 2016 года

Где: Россия, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, 21, музей Фаберже

Текст: Дарья Маслова

Комментарии