Победитель AD Design Award 2019: малая сцена Электротеатра Станиславский

В специальной номинации часового бренда Rado "За иновационный дизайн" победил проект Малой сцены Электротеатра Станиславский.
Малая сцена Электротеатра Станиславский работа бюро Wowhaus | Admagazine

Когда в Wowhaus обратился руководитель Электротеатра Борис Юхонанов, в портфолио бюро уже был ряд проектов, по которым можно было понять, какими Олег Шапиро и Дмитрий Ликин видят современные культурные пространства – например, кинотеатр Пионер или театр Практика. Все эти проекты объединяет одно – к классическим функциям театра были добавлены и другие возможности проведения досуга. Именно это и нужно было любящему эксперименты Электротеатру Станиславскому. Над реконструкцией основного здания трудилась большая команда проектировщиков Wowhaus, а одному из ведущих архитекторов бюро Дарье Мельник досталось здание Малой Сцены, которое она полностью придумала и воплотила в жизнь сама – под чутким руководством основателей бюро.

Заниматься проектом Малой сцены Дарье предложил партенр бюро Олег Шапиро. То, какой должна быть Малая сцена, Дарья поняла почти сразу – впереди ее ждало интересное строительство "в старых контурах", вохможности которых она использовала по максимуму. Сотрудники театра особенно довольны тем, что Малая сцена абсолютно мобильна и может меняться каждый день под нужды того или иного спектакля.

До того, как осуществить проект Малой сцены команда Wowhaus поработала над основным зданием Электротеатра Станиславский. А в проекте Малой сцены архитектор Дарья Мельник воплотила "театр в миниатюре", вдохновленный эстетикой японской архитектуры.

Главное определение Малой сцены, спрятавшейся во дворе Электротеатра на Тверской, – это "монастырское пространство". По словам Дарьи, этот образ возник на стадии обсуждения Малой сцены с художественным руководителем театра Борисом Юханановым.

При создании театрального пространства архитекторы в первую очередь прислушивались к запросам тех, кто будет в нем работать. Одной из самых главных задач, поставленных театром, было сделать пространство подвижным и универсальным. Зрительские места, сцена, стены – все должно перемещаться, как в конструкторе, в зависимости от условий театральной постановки. Все эти архитектурные приемы визуально связывают Малую сцену с Основной, созданной бюро в 2014 году.

"Аскетичное монастырское пространство" было помещено в бывшее здание производственных цехов во дворе Электротеатра. Главная сложность заключалась в том, что существующее здание имело четкие границы, и архитекторам необходимо было адаптировать новое театральное пространство под прежний контур здания и вместить в него полный функционал театра. В здании Малой сцены есть свое фойе, артистическая, аппаратная и все необходимые помещения – это "театр в миниатюре", как называет его Дарья Мельник.

Обновленный музей Punta della Dogana в Венеции, созданный по проекту Тадао Андо.

"Мы вдохновлялись творением Тадао Андо – музеем Punta della Dogana в Венеции. Это был один из первых прототипов Малой сцены, который пришел нам в голову. Классические театры – это широкое пространство, большое количество деталей, и это нам не подходило. Например, потолок в здании Малой сцены вдохновлен видением Тадао Андо и традиционными японскими технологиями. Кроме того, его проект – это тоже реконструкция, как и наш".

Аскетичность Малой сцены проявляется практически везде. Например, весь металлокаркас предусмотрительно спрятан под бетонными панелями, являющимися основой пространства. Над зрительным залом архитекторы установили деревянные балки как часть конструктивного каркаса, технический потолок и в том числе как мощный декоративный элемент.

Ощущение "монастырского пространства" усиливает использование минимального количества материалов и их сочетание, встречающееся по всему зданию Малой сцены: серый бетон, темный металл и дерево цвета "медовый дуб". Центральный деревянный элемент театра – эффектная лестница в фойе. Сквозь большой витраж в фойе Малой сцены проникает дневной свет. И в то же время, когда стройка на территории двора театра закончится, витраж будет открывать вид на "теплое" светящееся фойе для прохожих с Тверской улицы.

Специально для Малой сцены были разработаны и некоторые элементы интерьера. Мебель для артистической комнаты и помещения для ожидания выхода на сцену, двери, лавки в фойе – все эти важные составляющие театра были придуманы архитекторами Wowhaus и изготовлены их подрядчиками.

"Со стороны зала поверхность дверей имеет звукопоглощающие свойства, а с внешней вписывается в концепцию минимализма и связывается с цветовой гаммой всего театра и центрального ядра – лестницы. В помещении для ожидания выхода на сцену мы создали конструкцию, которая может быть использована для абсолютно любых потребностей театра", – рассказывает Дарья Мельник.

На данный момент один из важнейших проектов бюро Wowhaus – это реконструкция Политехнического музея. А до этого архитекторы Wowhaus благоустроили всеми любимую Крымскую набережную, создали здание Института "Стрелка", преобразовали кинотеатр "Пионер" и помимо всего прочего подарили Парку Горького его современный облик. Подробнее об их проектах читайте здесь.

Фото: бюро Wowhaus