Когда в Wowhaus обратился руководитель Электротеатра Борис Юхонанов, в портфолио бюро уже был ряд проектов, по которым можно было понять, какими Олег Шапиро и Дмитрий Ликин видят современные культурные пространства – например, кинотеатр Пионер или театр Практика. Все эти проекты объединяет одно – к классическим функциям театра были добавлены и другие возможности проведения досуга. Именно это и нужно было любящему эксперименты Электротеатру Станиславскому. Над реконструкцией основного здания трудилась большая команда проектировщиков Wowhaus, а одному из ведущих архитекторов бюро Дарье Мельник досталось здание Малой Сцены, которое она полностью придумала и воплотила в жизнь сама – под чутким руководством основателей бюро.

Ведущий архитектор Дарья Мельник.
Ведущий архитектор Дарья Мельник.
Заниматься проектом Малой сцены Дарье предложил партенр бюро Олег Шапиро. То, какой должна быть Малая сцена, Дарья поняла почти сразу – впереди ее ждало интересное строительство "в старых контурах", вохможности которых она использовала по максимуму. Сотрудники театра особенно довольны тем, что Малая сцена абсолютно мобильна и может меняться каждый день под нужды того или иного спектакля.
Заниматься проектом Малой сцены Дарье предложил партенр бюро Олег Шапиро. То, какой должна быть Малая сцена, Дарья поняла почти сразу – впереди ее ждало интересное строительство "в старых контурах", вохможности которых она использовала по максимуму. Сотрудники театра особенно довольны тем, что Малая сцена абсолютно мобильна и может меняться каждый день под нужды того или иного спектакля.
До того, как осуществить проект Малой сцены команда Wowhaus поработала над основным зданием Электротеатра Станиславский. А в проекте Малой сцены архитектор Дарья Мельник воплотила "театр в миниатюре", вдохновленный эстетикой японской архитектуры.
Главное определение Малой сцены, спрятавшейся во дворе Электротеатра на Тверской, – это "монастырское пространство". По словам Дарьи, этот образ возник на стадии обсуждения Малой сцены с художественным руководителем театра Борисом Юханановым.
При создании театрального пространства архитекторы в первую очередь прислушивались к запросам тех, кто будет в нем работать. Одной из самых главных задач, поставленных театром, было сделать пространство подвижным и универсальным. Зрительские места, сцена, стены – все должно перемещаться, как в конструкторе, в зависимости от условий театральной постановки. Все эти архитектурные приемы визуально связывают Малую сцену с Основной, созданной бюро в 2014 году.
"Аскетичное монастырское пространство" было помещено в бывшее здание производственных цехов во дворе Электротеатра. Главная сложность заключалась в том, что существующее здание имело четкие границы, и архитекторам необходимо было адаптировать новое театральное пространство под прежний контур здания и вместить в него полный функционал театра. В здании Малой сцены есть свое фойе, артистическая, аппаратная и все необходимые помещения – это "театр в миниатюре", как называет его Дарья Мельник.
"Мы вдохновлялись творением Тадао Андо – музеем Punta della Dogana в Венеции. Это был один из первых прототипов Малой сцены, который пришел нам в голову. Классические театры – это широкое пространство, большое количество деталей, и это нам не подходило. Например, потолок в здании Малой сцены вдохновлен видением Тадао Андо и традиционными японскими технологиями. Кроме того, его проект – это тоже реконструкция, как и наш".
Аскетичность Малой сцены проявляется практически везде. Например, весь металлокаркас предусмотрительно спрятан под бетонными панелями, являющимися основой пространства. Над зрительным залом архитекторы установили деревянные балки как часть конструктивного каркаса, технический потолок и в том числе как мощный декоративный элемент.
Ощущение "монастырского пространства" усиливает использование минимального количества материалов и их сочетание, встречающееся по всему зданию Малой сцены: серый бетон, темный металл и дерево цвета "медовый дуб". Центральный деревянный элемент театра – эффектная лестница в фойе. Сквозь большой витраж в фойе Малой сцены проникает дневной свет. И в то же время, когда стройка на территории двора театра закончится, витраж будет открывать вид на "теплое" светящееся фойе для прохожих с Тверской улицы.
Специально для Малой сцены были разработаны и некоторые элементы интерьера. Мебель для артистической комнаты и помещения для ожидания выхода на сцену, двери, лавки в фойе – все эти важные составляющие театра были придуманы архитекторами Wowhaus и изготовлены их подрядчиками.
"Со стороны зала поверхность дверей имеет звукопоглощающие свойства, а с внешней вписывается в концепцию минимализма и связывается с цветовой гаммой всего театра и центрального ядра – лестницы. В помещении для ожидания выхода на сцену мы создали конструкцию, которая может быть использована для абсолютно любых потребностей театра", – рассказывает Дарья Мельник.
На данный момент один из важнейших проектов бюро Wowhaus – это реконструкция Политехнического музея. А до этого архитекторы Wowhaus благоустроили всеми любимую Крымскую набережную, создали здание Института "Стрелка", преобразовали кинотеатр "Пионер" и помимо всего прочего подарили Парку Горького его современный облик. Подробнее об их проектах читайте здесь.