Какие бывают исторические ландшафтные стили? Можно ли в России разбить китайский сад? Сколько гектаров займет подмосковный Версаль? Ответы на вопросы – в нашей статье.
1. Ренессанс
Разговор о ландшафтном дизайне в Европе обычно начинается с итальянских регулярных садов эпохи Возрождения. Дело не в недостатке уважения к арабскому или средневековому садоводству. Просто именно в Италии в XV–XVI веках садово-парковое искусство стало интересно людям. Появились книги полезных советов – что и как сажать.
Главной своей целью ренессансные садовники считали возрождение античности (описания римских садов им были известны по письмам Плиния-старшего). В саду должно было быть много стриженой (топиарной) зелени, растений в кадках и мифологических скульптур – Венер, Нептунов, сатиров и нимф. Чтобы этому народу было где жить, в итальянском саду строили много архитектуры – павильонов и гротов, иногда довольно зловещих (деятели Возрождения верили, что сад должен отразить всю полноту контрастов, которые есть в мире).
Идея изображения “вселенной в миниатюре” присутствовала в каждом итальянском саду. Представления о мире тогда были сугубо математическими, и сады были симметрично спланированы относительно центральной оси.
Еще одна важная черта итальянского сада – множество террас и лестниц: они возникали потому, что участки располагались на крутом рельефе. Итальянские регулярные сады быстро стали популярны по всей Европе.
Можно такой разбить и в России, тем более что огромного участка для этого не нужно. Главное – выбрать для топиарной стрижки растения, которым у нас не холодно. Замените самшит на кизильник – и вперед.
2. Барокко
В XVII веке итальянский регулярный сад сменился французским садом эпохи барокко. Французский сад эпохи барокко – тоже регулярный, но на своего итальянского предшественника он похож мало.
Представьте себе: плоская местность, посередине – дворец. Центральная ось парка проходит через главный зал дворца и уходит в бесконечность, к далеким холмам. Парк разбит для увеселения одного человека – хозяина (в главном парке барокко, Версале, это король Людовик XIV).
Рядом с дворцом – партер, украшенный стрижеными пирамидками зелени и скульптурой. Южная часть партера – цветочная, северная – просто стриженая. Во-первых, там меньше солнечного света. Во-вторых, разнообразие не дает скучать.
Дальше по оси – огромный водоем с барочным фонтаном (какой-нибудь торжественной аллегорией власти). По обеим сторонам водоема – бесчисленные посыпанные песком аллеи, в конце которых прячется павильон или статуя: прелестный сюрприз, который развлечет монарха, если он сюда забредет.
Дальше – охотничьи угодья. Этот сад – сцена для придворных спектаклей, водных феерий, пикников. Сад поистине королевский: в Царском Селе есть такой. И размеры у него королевские – только “Малый парк” в Версале занимает 100 гектаров. Так что считайте сами.
3. Классицизм
В XVIII веке в моду вошли классические пейзажные парки – изобретение английской знати. Французские парки были игрушкой королей.
Англия, пережившая буржуазную революцию, презирала абсолютизм французов и считала себя “островом свободы”. Выражением свободы стали английские парки. Они выглядят как естественный пейзаж: пологие холмы и долины, живописные рощи, извилистое русло реки. Скромные классические постройки: беседки и мостики.
На самом деле такой парк – результат точного расчета. Русло реки специально искривили, из освободившейся земли сделали холм. Его засеяли травой. На траву выпустили овец – они ее “подстригли” до ровного газона. Деревья посадили там, где они лучше всего смотрятся из дома и с разных точек “прогулочного маршрута” (в нужном месте обязательно есть “замшелая” мраморная скамья).
Все в целом изображает Аркадию – идеальную античность, где природа была чистой, а люди мудрыми (бюсты мудрецов – тоже тут, в кустах).
В России английские парки приживаются идеально, пример тому – Павловск. Но места для них нужно много – от пяти гектаров до бесконечности (площадь Павловска – около 500 га).
4. Китайщина
В XVIII веке китайские сады были очень популярны в Европе. Но какие они на самом деле, никто не знал. Оговоримся: “китайский сад” в понимании европейцев к настоящим китайским садам имеет такое же отношение, как “Принцесса Турандот” – к реальной истории Поднебесной.
Это печально: китайские сады, описанные в средневековых трактатах и отчасти сохранившиеся в Запретном городе – шедевры философского символизма. Расположение каждого камня там исполнено собственного смысла; есть сады, которые иллюстрируют притчи Конфуция.
Все эти глубины смысла до европейцев в XVIII веке не дошли. Источником информации для них была книга сэра Уильяма Чамберса: он побывал в Китае и описывал тамошние сады как живописные места, полные драматических контрастов. По его словам, мирные цветники тут сменялись скалистыми обрывами, крестьянские хижины – пещерами разбойников, а удобные скамейки – пыточными инструментами. Проблема в том, что на самом деле Чамберс в Китае не был и все выдумал.
Однако с его легкой руки китайские сады в Европе заросли пагодами, горками камней и горбатыми мостиками. Хорошо еще, что принцип контраста в китайском саду действительно нужен. Что и позволяет громоздить декоративные пруды и каменных львов даже на участках до 50 соток.
5. Модернизм
В ХХ веке сады стали разнообразны как никогда – правил не осталось. Кроме хорошего вкуса, конечно. В течение XIX века в ландшафтном дизайне происходила революция: времена огромных садов и парков прошли – просто почти не осталось людей, которые могли их себе позволить.
Зато возникла масса разновидностей “маленьких” садов – профессиональные и самодеятельные дизайнеры высаживали и коллекционировали цветы и травы, культивировали розы, устраивали мини-фонтаны. Все это – на задних дворах городских домов, в палисадниках коттеджей.
Или, как великий английский дизайнер сэр Джеффри Джеллико, на крыше универмага. Джеллико считал, что буквально воспроизводить исторические сады – глупо, но использовать их стилистику никто не запрещал. Тогда и размер может быть любой, и жестких ограничений по растительному составу нет.
Хотите стриженую зелень – сделайте живую изгородь. Хотите скульптуру – не нужно пошлых античных копий. Купите Генри Мура. Если денег хватит, конечно.
Фото: CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы