5 исторических ландшафтных стилей

Какие бывают исторические ландшафтные стили? Можно ли в России разбить китайский сад? Сколько гектаров займет подмосковный Версаль? Ответы на вопросы – в нашей статье.
5 исторических ландшафтных стилей

Какие бывают исторические ландшафтные стили? Можно ли в России разбить китайский сад? Сколько гектаров займет подмосковный Версаль? Ответы на вопросы – в нашей статье.

1. Ренессанс

Сад Петралия одной из вилл Медичи во Флоренции разбит симметрично относительно центральной оси.

Сад Петралия, одной из вилл Медичи во Флоренции, разбит симметрично относительно центральной оси.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

Разговор о ландшафтном дизайне в Европе обычно начинается с итальянских регулярных садов эпохи Возрождения. Дело не в недостатке уважения к арабскому или средневековому садоводству. Просто именно в Италии в XV–XVI веках садово-парковое искусство стало интересно людям. Появились книги полезных советов – что и как сажать.

Нимфеум  в парке Видевиль Франция.

Нимфеум (павильон нимф) в парке Видевиль, Франция.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

Главной своей целью ренессансные садовники считали возрождение античности (описания римских садов им были известны по письмам Плиния-старшего). В саду должно было быть много стриженой (топиарной) зелени, растений в кадках и мифологических скульптур – Венер, Нептунов, сатиров и нимф. Чтобы этому народу было где жить, в итальянском саду строили много архитектуры – павильонов и гротов, иногда довольно зловещих (деятели Возрождения верили, что сад должен отразить всю полноту контрастов, которые есть в мире).

Грот в “Священном саду” Бомарцо в Италии.

Грот в “Священном саду” Бомарцо в Италии.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

Идея изображения “вселенной в миниатюре” присутствовала в каждом итальянском саду. Представления о мире тогда были сугубо математическими, и сады были симметрично спланированы относительно центральной оси.

Скульптура в саду замка Соранья в окрестностях Пармы

Скульптура в саду замка Соранья в окрестностях Пармы

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

Еще одна важная черта итальянского сада – множество террас и лестниц: они возникали потому, что участки располагались на крутом рельефе. Итальянские регулярные сады быстро стали популярны по всей Европе.

Скамья из садов Аньелли на вилле Пероза Италия.

Скамья из садов Аньелли на вилле Пероза, Италия.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

Можно такой разбить и в России, тем более что огромного участка для этого не нужно. Главное – выбрать для топиарной стрижки растения, которым у нас не холодно. Замените самшит на кизильник – и вперед.

Садовую решетку с ренессансным орнаментом лучше делать из металла.

Садовую решетку с ренессансным орнаментом лучше делать из металла.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

2. Барокко

Панорама Версальского дворца и парка. Акварель Пьера Пателя XVII век.

Панорама Версальского дворца и парка. Акварель Пьера Пателя, XVII век.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

В XVII веке итальянский регулярный сад сменился французским садом эпохи барокко. Французский сад эпохи барокко – тоже регулярный, но на своего итальянского предшественника он похож мало.

Один из фонтанов в Версальском парке.

Один из фонтанов в Версальском парке.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

Представьте себе: плоская местность, посередине – дворец. Центральная ось парка проходит через главный зал дворца и уходит в бесконечность, к далеким холмам. Парк разбит для увеселения одного человека – хозяина (в главном парке барокко, Версале, это король Людовик XIV).

Андре Ленотр  — создатель самых знаменитых барочных парков ВолеВиконта и Версаля.

Андре Ленотр (1613—1700) — создатель самых знаменитых барочных парков, Во-ле-Виконта и Версаля.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

Рядом с дворцом – партер, украшенный стрижеными пирамидками зелени и скульптурой. Южная часть партера – цветочная, северная – просто стриженая. Во-первых, там меньше солнечного света. Во-вторых, разнообразие не дает скучать.

Зеленый партер и топиарная стрижка в ВолеВиконте.

Зеленый партер и топиарная стрижка в Во-ле-Виконте.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

Дальше по оси – огромный водоем с барочным фонтаном (какой-нибудь торжественной аллегорией власти). По обеим сторонам водоема – бесчисленные посыпанные песком аллеи, в конце которых прячется павильон или статуя: прелестный сюрприз, который развлечет монарха, если он сюда забредет.

Скульптурная группа в Версальском парке.

Скульптурная группа в Версальском парке.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

Дальше – охотничьи угодья. Этот сад – сцена для придворных спектаклей, водных феерий, пикников. Сад поистине королевский: в Царском Селе есть такой. И размеры у него королевские – только “Малый парк” в Версале занимает 100 гектаров. Так что считайте сами.

Барочная садовая решетка

Барочная садовая решетка

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

3. Классицизм

Панорама парка Найтсхейс Корт начало XIX века.

Панорама парка Найтсхейс Корт, начало XIX века.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

В XVIII веке в моду вошли классические пейзажные парки – изобретение английской знати. Французские парки были игрушкой королей.

Дизайнер Уильям Кент  — основатель английского пейзажного стиля.

Дизайнер Уильям Кент (1685—1748) — основатель английского пейзажного стиля.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

Англия, пережившая буржуазную революцию, презирала абсолютизм французов и считала себя “островом свободы”. Выражением свободы стали английские парки. Они выглядят как естественный пейзаж: пологие холмы и долины, живописные рощи, извилистое русло реки. Скромные классические постройки: беседки и мостики.

Палладианский мост в саду УилтонХауса.

Палладианский мост в саду Уилтон-Хауса.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

На самом деле такой парк – результат точного расчета. Русло реки специально искривили, из освободившейся земли сделали холм. Его засеяли травой. На траву выпустили овец – они ее “подстригли” до ровного газона. Деревья посадили там, где они лучше всего смотрятся из дома и с разных точек “прогулочного маршрута” (в нужном месте обязательно есть “замшелая” мраморная скамья).

Мраморная скамья середина XVIII века.

Мраморная скамья, середина XVIII века.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

Все в целом изображает Аркадию – идеальную античность, где природа была чистой, а люди мудрыми (бюсты мудрецов – тоже тут, в кустах).

“Античный бюст” работы скульптора Баччо Бандинелло XVI век.

“Античный бюст” работы скульптора Баччо Бандинелло, XVI век.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

В России английские парки приживаются идеально, пример тому – Павловск. Но места для них нужно много – от пяти гектаров до бесконечности (площадь Павловска – около 500 га).

Решетка в стиле английского классицизма quotбратьев Адамquot.

Решетка в стиле английского классицизма "братьев Адам".

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

4. Китайщина

Беседка на озере в китайской провинции Юнань.

Беседка на озере в китайской провинции Юнань.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

В XVIII веке китайские сады были очень популярны в Европе. Но какие они на самом деле, никто не знал. Оговоримся: “китайский сад” в понимании европейцев к настоящим китайским садам имеет такое же отношение, как “Принцесса Турандот” – к реальной истории Поднебесной.

Мостик в китайском саду Подмосковье. Дизайн компании “Парк Лайн”.

Мостик в китайском саду, Подмосковье. Дизайн компании “Парк Лайн”.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

Это печально: китайские сады, описанные в средневековых трактатах и отчасти сохранившиеся в Запретном городе – шедевры философского символизма. Расположение каждого камня там исполнено собственного смысла; есть сады, которые иллюстрируют притчи Конфуция.

Композиция из камней и карликовых деревьев Подмосковье. Дизайн компании “Парк Лайн”.

Композиция из камней и карликовых деревьев, Подмосковье. Дизайн компании “Парк Лайн”.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

Все эти глубины смысла до европейцев в XVIII веке не дошли. Источником информации для них была книга сэра Уильяма Чамберса: он побывал в Китае и описывал тамошние сады как живописные места, полные драматических контрастов. По его словам, мирные цветники тут сменялись скалистыми обрывами, крестьянские хижины – пещерами разбойников, а удобные скамейки – пыточными инструментами. Проблема в том, что на самом деле Чамберс в Китае не был и все выдумал.

Китайская садовая статуя собакильва.

Китайская садовая статуя собаки-льва.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

Однако с его легкой руки китайские сады в Европе заросли пагодами, горками камней и горбатыми мостиками. Хорошо еще, что принцип контраста в китайском саду действительно нужен. Что и позволяет громоздить декоративные пруды и каменных львов даже на участках до 50 соток.

Английская гравюра XVIII века садовая решетка в китайском стиле.

Английская гравюра XVIII века: садовая решетка в китайском стиле.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

5. Модернизм

Сад СаттонПлейс Великобритания . Дизайн сэра Джеффри Джеллико. Скульптура Бена Николсона.

Сад Саттон-Плейс, Великобритания (1986). Дизайн сэра Джеффри Джеллико. Скульптура Бена Николсона.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

В ХХ веке сады стали разнообразны как никогда – правил не осталось. Кроме хорошего вкуса, конечно. В течение XIX века в ландшафтном дизайне происходила революция: времена огромных садов и парков прошли – просто почти не осталось людей, которые могли их себе позволить.

Сэр Джеффри Джеллико  — крупнейший ландшафтный архитектор ХХ века.

Сэр Джеффри Джеллико (1900—1996) — крупнейший ландшафтный архитектор ХХ века.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

Зато возникла масса разновидностей “маленьких” садов – профессиональные и самодеятельные дизайнеры высаживали и коллекционировали цветы и травы, культивировали розы, устраивали мини-фонтаны. Все это – на задних дворах городских домов, в палисадниках коттеджей.

Композиция с фонтаном для цветочной выставки в Челси.

Композиция с фонтаном для цветочной выставки в Челси.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

Или, как великий английский дизайнер сэр Джеффри Джеллико, на крыше универмага. Джеллико считал, что буквально воспроизводить исторические сады – глупо, но использовать их стилистику никто не запрещал. Тогда и размер может быть любой, и жестких ограничений по растительному составу нет.

Садовый павильон Подмосковье. Дизайн компании “Парк Лайн”

Садовый павильон, Подмосковье. Дизайн компании “Парк Лайн”

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

Хотите стриженую зелень – сделайте живую изгородь. Хотите скульптуру – не нужно пошлых античных копий. Купите Генри Мура. Если денег хватит, конечно.

Садовая скамья в виде бронзовой кошки Подмосковье. Дизайн компании “Парк Лайн”.

Садовая скамья в виде бронзовой кошки, Подмосковье. Дизайн компании “Парк Лайн”.

CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы

Фото: CORBIS/RPG; BRIDGEMAN/FOTOBANK.COM; архивы пресс-службы